Как всегда, будет две истории: про Марининого папу и про поэта, о котором меня часто спрашивают ученики и читатели. Эти люди были между собой не знакомы. Более того, Маринин папа, который в школе, по его словам, прошел два класса и три коридора, книжек не читал и стихами не интересовался, зато все, что происходило в жизни, было для него предметом долгих и серьезных размышлений.
Он был не просто мудрец и философ, а еще и чрезвычайно активный и постоянно готовый к самым опасным и даже авантюрным поступкам человек. За все это бывал неоднократно наказан…
Поговорочка: «Кому лимоны, кому – ящики из-под лимонов», - родилась в городе у моря, о котором любил петь Леонид Утесов. Сейчас имя этого города называть не буду, сами понимаете почему.
Эта поговорочка о неравенстве, об умении даже бесполезную вещь сделать для чего-то нужной… она прекрасно сочеталась с другой: «Если жизнь оказалась кислой, сделайте лимонад!»
Эти мудрые и смешные поговорочки неунывающих жителей «жемчужины у моря» помогали людям жить… А сейчас, наверное, они придумали другие…чтобы выжить…
Маринин папа родился в 1924 году и, конечно, его назвали Владимиром, как же иначе? Через несколько лет народились сестренки Ольга и Клавдия.
Их отец работал в порту, профессия у него была самая престижная: такелажник, тот, кто располагает грузы в трюмах корабля таким образом, чтобы в любой шторм корабль не перевернулся… Очень ответственная и серьезная работа…
Мать занималась детьми и хозяйством, пела красивые песни и украшала свою кудрявую голову яркими повязками. Красивая и молодая, и веселая…
Когда Вовке исполнилось 13 лет, отца арестовали, и семья оказалась в трудном положении: ведь обычно в то время, после ареста одного члена семьи, все остальные также «исчезали»…
Страшно было так, что мать не выдержала и убежала в порт, ведь в каждом заборе есть потайные дырки… Она пробралась на одно судно, уходящее в «другую страну», и исчезла…
Вовка остался для сестренок единственным защитником и кормильцем… Таких детей обычно отправляли в специальные детские дома, чтобы вырастить из них «настоящих ленинцев»… Ну, если конечно, выживут…
И Вовка придумал свой план спасения: он побрил девчонкам кудрявые головы, во-первых, чтобы вши не заводились, во-вторых, чтобы стали похожи на мальчишек, и увел их из дома, переодев в штаны и рубахи.
В городе у моря мальчишки, да еще выросшие в районе со смешным и колоритным названием (помните песню про Костю - моряка?), знали все входы и выходы в десятки укромных местечек. Ведь под всем городом проходит настоящий подземный лабиринт. Да и в многочисленных складах, хранилищах и прочих помещениях, окружающих знаменитый на весь мир рынок, были такие места… Как эти дети прожили четыре следующих года, трудно даже представить…
Кормились с рынка: там всегда ловкий мальчишка мог подработать, помогая торговкам таскать корзины с рыбой или другой снедью… Расплачивались щедро, ведь многие знали, что этот худющий, как щепка, но крепкий и жилистый мальчишка работать будет, как большой…
У Вовки не было никаких документов, поэтому от милиции бегать научился быстро…
У них была родная тетка, которая «плавала» вместе с мужем-капитаном, и боялась попасть в ту же историю, что и семья ее сестры, поэтому с детьми виделась редко, но денежек подкидывала, иногда и одежку какую-никакую передавала…
А когда в город вошли чужие войска, Вовка с сестренками (подросли уже девчонки) вернулись в свой двор, в свою пустую «комнатуху»… Жизнь пошла другая, но тоже опасная и непредсказуемая.
Одна из соседок вдруг оказалась повешена посреди двора, да еще к юбке была пришпилена записка… Оказывается, на Вовкиного отца, и не только на него, эта «бдительная гражданка» писала доносы в «компетентные органы» - обычная история в то «золотое времечко»…
Новая власть разбираться долго не стала… А подростки могли теперь оказаться в еще большей опасности.
И Вовка напросился на работу в гараж. Ему всегда очень нравились моторы, а от матери он унаследовал замечательный слух, поэтому быстро научился по звуку работающего двигателя определять его дальнейшую «судьбу» …
На всю жизнь он получил профессию автомеханика, которая помогла жить и выживать в любых условиях. Профессия кормила его и сестренок, которые опять отрастили кудри и стали красивыми, похожими на мать…
А потом город освободили наши войска и Вовку сразу «зачистили» (слава Богу, не «ликвидировали»), ведь «уголовным элементам» там не место…
Повезло: срок дали небольшой – всего «десятку», да и попал под амнистию в 1953 году…
Когда отпустили «на свободу с чистой совестью», сумел вынести из лагеря узелок, в котором была его годовалая дочка – спас девочку от «детского дома», в котором ей бы дали новое имя и фамилию, чтобы никогда не узнали о ней ее родственники.
Если они еще будут… Чтобы ее мама, если выживет, никогда бы ее не нашла…
Он привез эту девочку к бабушке и сказал: «Ну, вот, кому лимоны, а кому ящики из-под лимонов… Получайте внучку»…
Его судьба и дальше будет непростой, но предприимчивость и юмор, оптимизм и любимая профессия еще долго будут для Марины такой вот своеобразной «школой выживания»!
А ТЕПЕРЬ ПРО ЕСЕНИНА... КАК ЕГО ПОНИМАЛ МАРИНИН ПАПА...
А про Есенина он однажды так вот высказался:
- Поэт ведь тоже человек, мамку любил, сеструху свою, дом, где вкусно даже воняет… Про это можно и стихами рассказать так, что слезу вышибает…
Жизни хотел красивой, сытой, женщин выбирал «шикарных», как твой папка…
Хулиганил, дрался, напивался, как все… А вот талант его прожигал, не давал спать…
Видел я таких талантливых - их первыми убивали, как твоего Есенина… Потом остальных…
А петля, в которой его нашли… Петли вязать всегда есть кому…»
Когда Марина училась в институте, Есенина уже не считали «запрещенным» поэтом.
Об этом периоде в нашей истории, когда читать, ПРОСТО ЧИТАТЬ, стихи Есенина было опасно: за это арестовывали и не всегда потом отпускали на свободу, лучше меня вам расскажет писатель Борис Васильев в своей книге, по которой снят замечательный фильм.
КНИГУ ПЕРЕЧИТАЙТЕ ИЛИ ФИЛЬМ ПОСМОТРИТЕ - БУДЕТ, О ЧЕМ ПОГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ!
Потом Есенин появился и в школьной программе по литературе… правда в небольшом объеме.
А тех, кто мучительно пытался понять, за что расправились с этим «золотым самородком», Марина отсылала к поэме «Анна Снегина», там и без учительского комментария все понятно… (впрочем, можно и обсудить).
Дорогие мои читатели, не знаю, насколько мне удалось убедить вас в том, что надо читать! Классику и не только! Читать и думать… Обсуждать с детьми прочитанное, а не сердиться на них, что мало читают…
Когда Марина была маленькой, ей книжки читала бабушка, потом сама стала сначала «пожирательницей книг», а потом «книжным гурманом».
И только одну книжку ей рассказывал папа, рассказывал наизусть, изображая все в лицах с присущим ему врожденным артистизмом: «Муху-цокотуху» Корнея Ивановича Чуковского.