Найти в Дзене
ситников антон

Трактак об отельной анимации.

Трактат об отельной анимации.«Антианимация»

Анимация – это спектр услуг развлекательного характера по организации культурно-досуговой жизни санатороно-курортного учреждения. Анимация может быть как штатной, так и нанятые сторонние организации могут осуществлять данный вид деятельности на территории отельного комплекса. Такая культмассовая работа включает в себя танцевально-спортивные мероприятия, в том числе различные профессиональные тренинги и мероприятия интеллектуального, эстрадного и театрального характеров.
Современные реалии отельной анимации в России показывают, что само это понятие, все чаще, несет в себе условную штатную единицу туристического предприятия, являясь всего лишь его атрибутом, а не одним из основополагающих столпов благополучия отеля. И в этом виноваты обе стороны: руководство туристических комплексов и анимационные фирмы. Остановимся подробнее.
Руководство туристических комплексов. Руководство комплексов обязано понимать, что для своего развития они должны создавать максимальный комфорт для своих гостей, в рамки которого входит три основных позиции: проживание, питание, развлечения, причем все они взаимосвязаны. И если один из этих пунктов выпадает, то и остальные, да и весь отель подвергается недовольствам. И если проживание и питание могут зависеть от статуса отеля, то анимация в этом смысле наиболее гибка и выгодна, потому что от статуса отеля может не зависеть. Работа анимации заключает в себе создание радостной, дружелюбной, уютной и т.д. атмосферы комплекса, и нацелена на эмоциональную разгрузку отдыхающих, а все проводимые мероприятия и активы, лишь средства достижения этой цели. Анимация в отличие от артистов других сфер культуры практически не имеет возможности сама отдохнуть и укрыться от глаз зрителя, всегда находится на виду, то есть имеет постоянный психологический и рабочий контакт с отдыхающими. Но как можно непрерывно дарить хорошее настроение людям, когда сам аниматор находится в угнетенном, подавленном состоянии? А это часто бывает связано с условиями проживания, питания аниматоров и размером заработной платы. Вот их основные стимулирующие факторы. Здесь многое зависит от руководства отелей. Предоставление комфортного жилья (не роскошного и комфортабельного, а именно комфортного), с наличием всего необходимого в помещении, отдельный душ и сан.узел, количество жильцов, которое позволяет иметь, какое то личное пространство человеку. Калорийное трехразовое питание в предназначенном для этого удобном помещении, в том числе «шведский стол» вместе с отдыхающими, что позволяет аниматорам как можно больше и качественнее контактировать с гостями (это и есть «турецкая система» анимации). Достойная заработная плата, соответствующая среднему размеру заработной платы в Р.Ф. А как же работники других служб? Справедливо возразят многие руководители предприятий. Отвечая на этот вопрос можно сказать следующее. Статус любого актера, в данном случае аниматора, уже выше, чем статус, например горничной или слесаря и т.д. (ни в чем, не умоляя их заслуг). Если вытирать пыль или закрутить гайку человека можно научить за день, то зажигать огромную публику, этому учатся не один год. Поскольку аниматор является, своего рода, «лицом отеля», то его внешнее и внутренне состояние должно быть всегда безупречным. А на фоне того, что по настоящему добросовестный аниматор имеет более тяжелое психофизическое напряжение, в том числе из-за удлиненной рабочей недели и ненормированного рабочего дня, чем сотрудники других служб, он имеет право на более достойные возможности для восстановления сил. Практика показывает, что совместное проживание, питание и другое частое пересечение работников службы анимации с работниками других служб ведет к общему снижению уровня трудовой дисциплины всех сотрудников предприятия. Это заключается в их различных внеслужебных отношениях, скандалах и прочее, что непременно сказывается на работе. И наоборот, та же практика показывает, что привилегированное положение аниматоров, часто вызывает не одобрение, подозрительность и даже зависть со стороны других служб, что является дополнительным сдерживающим фактором дисциплины для коллектива аниматоров. Так же не маловажный аспект эмоционального фона аниматоров, это степень вмешательства руководства в репертуар анимации, во все тонкости и нюансы. То есть, не следует представителям руководства, часто абсолютно не сведущим в сфере шоу бизнеса и культуры, пытаться навязывать свои представления об анимации работникам данного отдела, зачастую утопические, основанные только на собственных мнениях, настроениях и взглядах на жизнь. Такое поведение часто приводит к диссонансу и конфликтам между руководством и анимацией. Грамотный, опытный и образованный руководитель анимационной службы всегда будет отталкиваться от вкусов и настроений публики (отдыхающих и гостей), для поиска новых идей и форм, и опираться на базу собственного опыта при составлении расписаний и репертуара. Руководство должно осуществлять только общий контроль работы, откликаться на пожелания анимационной команды, если они объективны, обогащать материальную базу анимации, если это действительно необходимо. И именно шеф анимации должен обосновывать все просьбы и предложения к руководству отеля или анимационной фирмы. Главным критерием оценки качества работы анимации для директора отеля должны служить настроения и отзывы отдыхающих, и уже на их основе руководство принимает решение работать дальше с данной командой анимации и анимационной фирмой или нет. Безусловно, такие просьбы адресуемые руководству отелей выдвигаются только в отношении высококлассных специалистов в сфере анимации. Не добросовестные и не квалифицированные сотрудники не заслуживают претензий на привилегированное отношение к себе со стороны отельных комплексов. Вот здесь гарантом качества работы должно выступать анимационное агентство или руководитель культуры санаторно-курортного учреждения, с которых уже и должно спрашивать руководство комплексов за результаты труда. Но обеим сторонам важно помнить, что комфорт работников и качество работы тесно связаны друг с другом и если один из этих критериев понижается, он незамедлительно поведет к понижению и второго.
Теперь об ошибках анимационных агентств.
Любое анимационное агентство – это обыкновенна коммерческая структура, которая так же стремится к получению больших материальных выгод. И довольно часто случается фундаментальная ошибка, когда жажда финансового успеха опережает здравый смысл и вообще технические, материальные и профессиональные возможности агентства. И так подробнее, в чем это может выражаться.
Самое главное, что руководители таких агентств часто сами не являются высокими специалистами в области культуры, искусства, шоу бизнеса и отельной анимации в частности. Не имеют должной квалификации, опыта работы и соответствующего образования. Это конечно может отражаться на всем коллективе агентства и на качестве предоставляемых услуг. А именно, немало агентств пытается, во что бы то ни стало, заключит как можно больше договоров с разными санаторно-курортными учреждениями, совершенно не имея ни какого кадрового резерва не говоря уже о резерве специалистов. В процессе работы затыкают бреши в штатных расписаниях отелей, судорожно набирая со всей страны всех кому не лень без малейшей профессиональной квалификации. Что бы выиграть в конкурентной среде, не редко агентства занижают стоимость своих услуг перед комплексами для подписания договора и соответственно занижают суммы заработных плат сотрудникам. Естественно на такую низкую оплату труда едут в основном не подготовленные к работе подростки, другой не благонадежный элемент и представители стран ближнего зарубежья. Все это часто происходит с нарушениями законов Р.Ф. о приеме на работу и нарушениями другого документооборота. Агентствам удается немного выиграть на беженцах, переселенцах. Ведь за возможность не легально работать на территории Р.Ф. такие лица готовы терпеть к себе самое плохое отношение, ввиду тяжелого социального положения, чем ловко пользуются и анимационные компании и отели. К тому, же в основе своей, они то-же являются не квалифицированными работниками. Ведь большая часть зарекомендовавших себя высоких специалистов из стран ближнего зарубежья или уже легализовались в России, или, по меньшей мере, требует к себе соответствующего отношения. Вообще кадровая политика подобных агентств в отношении специалистов зачастую очень бездарна. Они приравниваются суммой зарплат к общей массе работников, ведется не правильная селекционная работа, руководящие должности в командах анимации доверяются часто не им, а родственникам, друзьям руководителей и т.д. Все вышеуказанное ведет в конечном итоге к постоянной «беготне» работников анимации разной подготовки из агентства в агентство, из отеля в отель и соответственно к снижению общего качества работы отельной анимации. Ситуация выглядит еще хуже, если агентство выставляет высокую цену за свои услуги а свою кадровую политику не меняет и все получается как говорилось выше. Отели так же начинают обращаться из агентства в агентство. Не лучше ли агентствам действовать в рамках своих возможностей, постепенно с нарастанием ресурса расширять свою клиентскую базу. Заблаговременно с каждым отдельным отелем при заключении договора обговаривать все возможные нюансы в работе, минимизируя риск возникновения неприятных ситуаций в разгар сезона. Еще одна немаловажная ошибка агентств – это поверхностный подход к организации рабочего процесса команд анимации в отелях. То есть при выработке мероприятий и постановке задач для своих сотрудников, агентства часто не учитывают все особенности того или иного санаторно-курортного комплекса (инфраструктура отеля, количество, соц.статус, возраст, национальность отдыхающих и т.д. и т.п.). А спускают аниматорам единый, однотипный образец расписания программ, который одинаково применяется у них для всех отелей, что не редко приводит к снижению качества работы. Здесь агентствам необходимо давать возможность самому руководителю анимационной команды, на месте принимать решения и составлять расписания, отталкиваясь от окружающей обстановки. Руководство агентств должно прислушиваться и реагировать на просьбы и предложения шефа анимации, если они объективны, и во всем оказывать ему содействие и поддержку. Осуществлять постоянный контроль над работой аниматоров через: отзывы, предложения и пожелания руководства отелей. Незамедлительно принимать меры по устранению различных недоработок своей анимационной команды. И это постоянное, тесное сотрудничество агентства с руководством отеля по контролю и обеспечению анимации, наряду с не вмешательством в ее творческие процессы, выведет анимационную команду на более высокий уровень «селебрити» и конечно повысит привлекательность и комфорт отельного комплекса.
Но как отелям, так агентствам и самим работникам не следует забывать о такой вещи, как «замыливание глаз». А именно, многие отдыхающие, руководители отелей и агентств могут быть совершенно не искушены в отельной анимации. И ни разу не видеть по настоящему «классные» команды, поэтому сваливающиеся благодарности на анимацию со стоны гостей и руководства могут быть не совсем объективны. А так же хорошо воспитанный зритель никогда не покажет своего недовольства выступающему артисту. И все это ведет к повышению самомнения работников, которое рушится как карточный домик, когда приходит опытный искушенный зритель. Об этом обязательно нужно помнить и руководителям всех уровней и самим работникам, что бы, не проявлять невежества в работе.
Теперь о том, почему же все-таки название «антианимация»
Здесь речь пойдет об уровнях анимации и о погружении в ее творческие процессы. И так, аниматорская деятельность – это, по большому счету, деятельность артистическая. Практика показала, что переименование анимационной команды отеля в арт. Группу отеля, как минимум повышает статус команды, внутреннее отношение к работе каждого сотрудника и повышает сам статус комплекса в глазах вероятных клиентов, за счет размещения данного названия в рекламах и на сайтах отелей. Конечно название арт.группа обязывает к тому, что в ее составе должны находиться как максимум профессионалы своего дела (актеры, режиссеры, спортсмены, танцоры, вокалисты и т.д.), а как минимум ребята, обладающие теми или иными творческими способностями, готовые саморазвиваться и добросовестно выполнять свою работу. Те, кто не соответствуют таким требованиям, могут оставаться обычными аниматорами, продолжая работать в статусе не квалифицированной рабочей силы. В чем же принципиальное отличие аниматора от артиста? А вот в чем, «аниматор - кривляется телом, а артист - вальсирует душой», то есть, если человек любит и умеет выполнять свое дело, будь то артист или спортсмен, либо искренне стремится к этому, то мероприятие им проведенное будет наполнено радостью, светом и позитивом. А если человек проводит мероприятие только для галочки своего рабочего времени, то оно и будет серым и не заметным. Постоянный, творческий поиск новых идей и форм, желание все постичь и все понять, любовь к сцене и публичным выступлениям, жажда аплодисментов и оваций, вот что должно быть основой любого артиста, в данном случае отельного. Именно такие качества должны прививать своим подчиненным руководители агентств и главным образом шефы арт.груп на местах. Не зажимать своих артистов всевозможными уставами, правилами и инструкциями, а наоборот раскрепощать их, что бы в них открывался творческий потенциал и креатив. Шеф арт. группы должен вести за собой и сплачивать команду, вокруг какого то - художественного замысла, тем самым создавая добротный, профессиональный, высококвалифицированный коллектив. Такой коллектив может приносить выгоды отелю, создавая собственные яркие, уникальные шоу, взамен приглашенных артистов. И еще, в Российском отельном бизнесе идет большая оглядка на «Турецкую» и «Египетскую» анимации. Конечно, многие забывают о качестве создаваемых там условий для работников, но это не главное, важно понимать, что мы находимся в другой стране, с другим менталитетом и даже климатом, со своими особенностями состава отдыхающих. То есть, целый пласт туристов отечественных курортов занимают социальные путевки (инвалиды, сироты, малоимущие, ветераны, пенсионеры и т.д.) с этим надо считаться и с ними работать. Так же не малая часть интеллектуальной элиты, известных личностей, высокообеспеченных людей, которым уже не интересны «ширпотребистые» курорты Турции и Египта и они предпочитают Российские места отдыха и здесь не берется только черноморское побережье. Группы граждан не имеющие возможности выехать за границу и еще много различных социальных слоев по тем или иным причинам отдыхающие в России. Так почему бы при работе с такой огромной туристической массой не создать собственный, отечественный бренд отельной анимации (арт.группы), тем более, что на зарубежных курортах и работает большая часть Российских специалистов. Им нужно создавать мотивацию работы на отечественных курортах. Средиземноморские курорты рассчитаны, ввиду хороших финансовых вливаний, главным образом на визуальный эффект мероприятия. Но наш Российский колорит может и должен требовать всегда интеллектуальной и духовной наполненности любого представления. По этому, грамотное соединение профессионалами своего дела визуального эффекта, в рамках финансовых возможностей комплекса и интеллектуально-духовного аспекта, создаст совершенно новый формат культурно-досуговой жизни санаторно-курортных учреждений и поспособствует еще большему притоку туристов, в том числе из стран зарубежья.
Признавая не малую часть отдельных положительных примеров, данная работа, показывает, общее положение дел в этой отросли, на сегодняшний день.