Родители.
Ну как в семье ученых - физиков мог "уродиться" профессиональный спортсмен? К чести родителей надо сказать, что они противились этому как могли. Рисование, музыка, бассейн, теннисный корт. Родители старались открыть перед ней как можно больше дверей. Нормальная социализация ребенка тоже входила в педагогическую стратегию Щербаковых - старших. Она посещала детский сад и первые два года на общих основаниях училась в школе. Как бы то ни было они сумели убедить Анну, что жизнь - это не только спорт, спорт - это не только соревнования, соревнования - это не обязательно победа. Уроки она усвоила. Это ей очень помогло в спортивной жизни. Но от фигурного катания ее оторвать не удалось.
В секцию ее привели за компанию со старшей сестрой. На катке ей нравилось все: блестящий гладкий лед, скорость, волшебное скольжение. Когда родственники опомнились, было уже поздно. Ребенок буквально врос в фигурное катание. Пришлось перестраивать семейные планы. Мама признавалась, что именно в это время пришлось оставить работу и научиться водить машину.
Этери Георгиевна Тутберидзе.
Через ее руки прошло уже много учеников. Но только от Анны она за 9 лет совместной работы не услышала ни одного дурного слова. Она ни разу не позволила себя "фыркнуть" или грубо оспорить замечание наставницы. Это удивляло и даже настораживало. Казалось, такая "правильная" интеллигентная девочка, не сможет выжить в горниле тяжелых тренировок и напряженных соревнований. В ней не было ни взрывного темперамента Косторной, ни бешеного честолюбия Трусовой. И тем не менее эта удивительная девочка ни на одном серьезном соревновании не оставалась без медали. Она очень любила кататься. А в "Хрустальный" ей повезло прийти в 8 лет, в 2014 году, когда здесь занималась Юля Липницкая и юная Женя Медведева. Аня хотела кататься именно так: со сложными прыжками и с историей на льду. Прыжки получались лучше, чем истории. Истории казались слишком детскими, несмотря на интригующие названия музыкальных тем. Не хватало жизненного опыта. К счастью, не было еще опыта утрат и потерь. До трагических ролей нужно было дорасти. Тем не менее для первого послекоvидного сезона ей поставили сложные и по технике, и по драматургии программы. Что это было? Гениальное предчувствие надвигающихся грозных событий и той непростой драматичной роли, которую предстояло сыграть именно Анне? "Хрустальный" массово покидали ученики. Ушли Трусова, Жилины, махнула хвостом Косторная. Казалось империя Тутберидзе разваливается как карточный домик. Защищать честь альма - матер пришлось именно Анне Щербаковой. И она не дрогнула. Вышла на чемпионат России после перенесенной пневмонии. Силы были не то, что на нуле, а в минусе. Наверное, в первый раз Анна не прислушалась к советам тренерского штаба. Они просили её сняться с соревнований и получили вежливый отказ. Своим выступлением на пределе, а точнее за пределом человеческих возможностей, она удивила всех: соперниц, судей и, главное, Этери Георгиевну Тутберидзе. Удивила и растрогала до слез.
Журналисты и эксперты.
Анна сумела удивить и их. Хотя они сами могут не удивить, а просто изумить кого угодно. Настолько необъективными, несправедливыми, предвзятыми бывают их статьи и интервью. Есть подозрение, что Анне доставалось за приверженность своему штабу. Как только в спортивной карьере Щербаковой намечался спад, наверное, естественный для каждого спортсмена, "журналюги" отрывались по полной. Так было и в предолимпийский сезон. Особенно старались американец Дейв Лиз и бывшая фигуристка из Канады Дюамель. Анна была у них и болезненной, и утомленной, и в глубоком кризисе. Наши соотечественники тоже не отставали. Писали, что она потеряла свой главный козырь - стабильность. Небезызвестная Елена Вaйцеховская провожала Анну на пенсию как "мавра, сделавшего свое дело". Наталья Бестемьянова, Евгений Плющенко, Ирина Роднина и Илья Авербух выступали за "перекаты" между Щербаковой и Туктамышевой, и для них чаша весов клонилась в сторону последней. Им казалось, что на чемпионат Европы и олимпийские Игры в Пекин должна отправиться Елизавета. Пика эти выпады достигли после неудачной короткой программы на чемпионате Европы в Стокгольме. Вот тут бы вспомнить, что всем очень хотелось увидеть взрослых учениц Тутберидзе и поддержать 17 - летнюю девушку. Но, нет, клевали от души.
А потом была блестящая произвольная с идеальным четверным флипом. Журналисты и эксперты очень удивились. В статьях и интервью все перевернулось с ног на голову.
Железная воля, интеллект и изящество Анны Щербаковой делают её спортсменкой, способной достичь большего, что кажется возможным по логике вещей. Её техника не всегда лучшая, но способность во время соревнований достигать большего, чем на тренировках, достойна восхищения.
Д. Лиз.
Аня вернулась!
Н. Бестемьянова.
Весь пьедестал в женском одиночном катании наш ( имеется в виду ЧЕ), и главная героиня, конечно же, Аня Щербакова. Совершенно невозможное сделала.
Е. Вайцеховская.
Еще больше удивилась вся это компания, когда Щербакова стала олимпийской чемпионкой. Обстоятельства сложились драматическим образом. Совершенно жестоким, несправедливым способом из борьбы была выведена юная гениальная Камила Валиева. Все остальные остались в строю и сражались средствами, которые были в их арсенале. В этой честной борьбе победила Анна.
Зрители.
Нас Анна удивляет давно. И удивляемся мы с огромной радостью, в первую очередь тому, что она все время находится движении и развитии. Анна прибавляет во всем. Она становится все более совершенной "катальщицей", то есть улучшает скольжение. Уже никто не сравнивает ее ножки с "утюжками". Учит новые прыжки. Недавно продемонстрировала тройной аксель, правда, пока на полу.
Прыжки мне всегда нравились. Интересно пробовать новые элементы. У меня нет страха войти в какой-то прыжок. Конечно, может появиться секундный страх «а вдруг», а дальше входишь в прыжок — и успокаиваешься. Думаешь о своих движениях и забываешь обо всем.
Анна совершенно точно растет как актриса, продолжая поражать болельщиков интересными интерпретациями самых неожиданных образов на льду.
Но, безусловно, самым удивительным качеством Анны является характер, просто беспримерная сила духа. Она бесконечно удивляет нас умением собраться в самый ответственный момент, когда кажется, все висит на волоске. Причем, объясняет это просто:
Самый большой секрет — это просто очень много работать и чувствовать максимальную уверенность в своих силах. Самая большая уверенность приходит, когда ты понимаешь, что я это каждый раз делаю на тренировках, вот я сейчас выйду и сделаю все то же самое.
И делает.
Когда заканчивается хороший прокат произвольной на соревнованиях. Это одновременно самая большая радость, гордость и облегчение. Когда ты сделала свой максимум, встаешь в финальную позу — и чувствуешь, что показала все то, над чем так долго работали. Это даже больший прилив эмоций, чем когда я стою на пьедестале с медалью: именно в момент, когда закончилась программа, и наступает та самая приятная усталость. Наверное, это и есть счастье.
Мы совершенно не удивимся, если Анна объявит о своем желании кататься еще 4 года.