«Усталость забыта, колышется чад,
И снова копыта, как сердце, стучат.
И нет нам покоя, гори, но живи!
Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови
Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови»
Возникший в нынешнем месяце острый дефицит крупномасштабных премьерных сериалов я решил восполнить не только просмотром премьерных полнометражных проектов, но и пересмотром наиболее ярких фильмов из такой уже далекой советской эпохи.
Бесспорно, есть такие фильмы, особенно, комедии Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая, которые по факту их бесчисленного просмотра просто знаешь наизусть. Какой же Новогодний праздник обходится без фильмов «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы» и других.
Но, есть и такие, не менее, популярные фильмы, которые посмотрел несколько раз очень много лет назад, и на всю жизнь осталось самое благоприятное впечатление. Один из таких фильмов я пересмотрел накануне, наверно, через 40-45 лет после предыдущего просмотра. И поверьте, сейчас, с позиции прожитых лет, он воспринимается еще интереснее, чем раньше.
«Корона российской империи или снова неуловимые»
Режиссер-постановщик Эдмонд Кеосаян.
В фильме снимались:
народные артисты СССР Армен Джигарханян (штабс-капитан Овечкин), Ефим Копелян (атаман Гнат Бурнаш), Владислав Стржельчик (князь Нарышкин), Иван Переверзев (начальник ОГПУ Смирнов), Владимир Белокуров (лохматый император), Ролан Быков (лысый император), Людмила Гурченко (певица парижского ресторана «Корнилов»), композитор Ян Френкель (Луи/Леонид);
народный артист РСФСР Владимир Ивашов (поручик Перов);
заслуженные артисты РСФСР Аркадий Толбузин (полковник Кудасов) и Андрей Файт (мсье Дюк);
в главных ролях неуловимых мстителей – Михаил Метелкин, Василий Васильев, Виктор Косых и Валентина Курдюкова;
Это была премьера последнего фильма трилогии о бесстрашных ребятах, вначале еще подростках, нагнетавших в годы Гражданской войны страх и ужас не только на главарей многочисленных банд, но и на кадровых офицеров белой армии барона Врангеля.
«Неуловимые мстители» (1967)
«Новые приключения неуловимых» (1968)
«Корона российской империи или снова неуловимые» (1971)
Как видим, между вторым и третьим фильмами прошли три года. За это время главнее герои подросли, возмужали, и превратились в профессиональных чекистов.
«Есть пули в нагане, и надо успеть
Сразиться с врагами и песню допеть.
И нет нам покоя, гори, но живи!
Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови
Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови»
Кто из нас, мальчишек шестидесятых, воспитанных на военно-патриотических песнях «Погоня», «Орленок», «Огромное небо», «Взвейтесь кострами синие ночи», «День Победы» и многих других, не был влюблен в главную героиню Ксанку в исполнении Валентины Курдюковой?
Но если в самом первом фильме бесстрашной Ксанке было всего лишь 14 лет, то в «Короне российской империи» 19-летняя Валентина Курдюкова расцвела, похорошела, и на протяжении всего фильма просто сводила с ума.
Давайте вспомним эпизод, когда сотрудница ОГПУ Оксана Щусь практически в одиночку преследовала из Москвы в Одессу матерого преступника, штабс-капитана Овечкина (Армен Джигарханян), похитившего из музея Большую императорскую корону, и упустила его лишь в одесских катакомбах.
Будучи театральным ребенком, я все время влюблялся в актрис, которые были значительно старше меня. Иногда эта разница в возрасте, особенно в юности, в студенческие годы достигала 10-15 лет и становилась большой проблемой для всех близких.
Но тогда, в детстве, свою любимую героиню я просто боготворил. А ведь по факту, фильмография столь популярной полвека назад юной актрисы Валентины Курдюковой насчитывает всего лишь три фильма данной трилогии.
Надеюсь, простят меня зрители за это лирическое признание. Вполне естественно, главенствующим фактором фантастического успеха премьеры Эдмонда Кеосаяна стал поистине звездный творческий ансамбль, в котором первые скрипки принадлежали Армену Джигарханяну, Ефиму Копеляну и Владиславу Стржельчику. Здесь по количеству принимавших в фильме участие народных артистов Советского Союза «Корона российской империи» уступает только проектам "Война и мир" (1966) Сергея Бондарчука и "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой (1973).
«Между прочим, сам Керенский за кордон перебрался в платье женском, миль пардон,
Сбросив женскую одежду и корсет, мне высказывал надежды тет-а-тет.
- Извините, мсье Керенский, чем стареть, может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу. Он смеется:
- Что я, рыжий? Не хо-чу!»
(куплеты Аграфены Заволжской в исполнении Людмилы Гурченко)
Несомненно, сейчас, спустя столько лет, некоторые эпизоды ассоциируются с жанром комедии или выглядят неправдоподобно. Давайте вспомним финальные сцены. Ведь только что наши герои сражались с целой бандой на теплоходе «Глория» в Черном море близ Одессы, и буквально через пару минут в московском музее Ксанка торжественно, в присутствии мсье Дюка и журналистов, возвращает Большую императорскую корону начальнику ОГПУ Смирнову.
А ведь расстояние между Москвой и Одессой насчитывает 1300 километров. Но если не обращать внимания на такие ляпы, трилогия Эдмона Кеосаяна просто великолепна.
«Поле, русское поле… светит луна или падает снег –
Счастьем и болью связан с тобою, нет, не забыть тебя сердцу вовек.
Русское поле, русское поле… сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты – моя юность, ты – моя воля. То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!
Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря. Ты со мной, мое поле, студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу не тая: здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок!»
(Владимир Ивашов)