Человек всегда любил яркие цвета и старался создавать красители, дававшие самые разные оттенки. Ну, и, конечно, с удовольствием придумывал им «имена». Каких только не было удивительных названий цветов! О многих современный человек не только не слышал, но даже и представить не может, как они выглядели.
О некоторых интересных названиях я уже писала в статье о красках Средневековой Руси. Но настоящий разгул фантазии и словотворчества в этой сфере приходится на XVIII – XIX века, когда с развитием химии появилась возможность создавать красители, дававшие самые удивительные оттенки. В окружающий человека мир буквально ворвался шквал ярких красок. Этим в первую очередь воспользовались, конечно, женщины, для которых цвет вещи всегда имел большое значение. Но необычные названия придумывали не только женщины, но и владельцы модных салонов, которые таким образом привлекали покупательниц. Впрочем, название, по крайней мере, одному цвету придумал сам французский король.
Пюсовый или цвет блохи в обмороке
XVIII век не зря называют гламурным — яркими, необычными нарядами щеголяли и дамы, и мужчины. Причём, чтобы проявить свою индивидуальность и не показаться на приёме в таком же платье, что и другая дама, женщины экспериментировали с нарядами, в пределах моды, конечно. Важную роль в таких экспериментах играл цвет ткани, которую предлагали модные салоны. За некоторые яркие оттенки дамы готовы были платить не только деньгами, но даже собственным здоровьем, потому что химические красители иногда буквально разъедали кожу. Таким был, например, оттенок «парижская зелень». Чтобы получить особенный нежно-зелёный цвет, производители добавляли в краситель мышьяк. Но впрочем, я не об этом.
Законодательницей мод была, как известно, Франция. Так вот, как-то в 1775 году на одном из пышных Версальских балов королева Мария-Антуанетта появилась в роскошном платье из шёлковой тафты, необычного цвета. Увидев свою супругу, король Людовик XVI оценил наряд и воскликнул: «Так это же цвет блохи!»
И, конечно, это королевское замечание не было оставлено без внимания — цвет сразу вошёл в моду и получил название «пюсовый» от французского puce — «блоха». В России так именовали красно-коричневый цвет вплоть до начала XX века. Но владельцы модных салонов старались даже «блошиное» название подать красиво, поэтому в журналах мод этот оттенок называли цвет «блошиного брюшка», «блохи в обмороке», «влюблённой блохи» и даже «блохи в родильной горячке». Ну а менее романтичные мужчины с их вечным непониманием прекрасного называли этот оттенок просто «цветом раздавленной блохи».
«Кардинал на соломе» — что это за цвет
История этого названия не менее интересная. В те же времена правления Людовика XVI жил в Париже кардинал Луи де Роган. Был он близок к императорской семье, а лично к королеве Марии-Антуанетте даже чересчур близок. Впрочем, близостью с кардиналом могли похвастаться многие дамы высшего и не совсем высшего света.
Несмотря на ветренность, де Рогана в женском обществе Парижа любили, поэтому когда кардинал попал в Бастилию, это общество прониклось сочувствием. Правда, Луи де Роган попал в знаменитую парижскую тюрьму не по политическим мотивам, а по банальной причине — его обвинили в краже ожерелья королевы.
Скорбь и возмущение дам высшего общества владельцы парижских салонов моды использовали в свою пользу и придумали особое название для оттенка красно-жёлтого цвета. Название «кардинал на соломе» как бы намекало на мученическую долю кардинала, вынужденного прозябать в столь тяжёлых условиях. Впрочем, прозябал де Роган недолго — ему удалось выкрутиться и оправдаться. А вот название цвета осталось, правда, в XIX веке оно звучало уже просто как «кардинал».
Камелопардовый или цвет влюблённой жирафы
Это название появилось позднее, в конце 20-х годов XIX века и тоже было связано с занятной историей. В 1827 году вице-король Египта Мехмет-Али прислал в подарок французскому королю Карлу X жирафа, точнее, жирафу. Это произвело впечатление на Парижское общество, большинство представителей которого жирафа никогда не видели. Самые удачливые смогли полюбоваться на необычное животное в королевском зверинце, менее удачливые слушали их рассказы и читали газеты. Дотошные газетчики придумали даже историю о том, что великолепная жирафа, разлучённая со своим возлюбленным, теперь страдает от тоски.
Ну а салоны мод тоже не остались в стороне и «запустили в свет» материю модного цвета — камелопардового. Камелопардом европейцы называли жирафа в эпоху Средневековья и в Новое время. Видимо, слово это показалось более изысканным, чем «жираф».
Вот что писал об этом модном цвете популярный в то время в России журнал «Московский телеграф»: «Рыжеватый оттенок сырцового цвета называется камелопардовым. Камелопард (жираф), или камелеопард (girafe), присланный пашою Египетским в подарок королю Французскому, составляет теперь предмет дневных разговоров в Париже».
Видите, с какой фантазией подходили люди к придумыванию названий оттенков цвета. А ведь были ещё и не менее интересные названия: «лягушки в обмороке» (серо-зелёный), «испуганной мыши» (светло-серый), «адского пламени» (лиловый оттенок красного), «куропаткины глаза» (блекло-красный), «кастрюльный» (цвет начищенных медных кастрюль), «вердепешевый» (цвет зелёного яблока), ну и, конечно, «цвет бедра испуганной нимфы» (разбелённый розовый). И это далеко не всё.
А что сейчас? Кто из вас, друзья, может вспомнить какое-то новое название необычного оттенка? Сейчас-то с разнообразием красителей проблем нет.
Другие статьи о названиях цветов:
"Тайны разноцветных слов: белый и красный"
"Чёрный - из мрачных глубин пришедшее слово"
"Тайны разноцветных слов: синий, зелёный, жёлтый"