Обзор книги
Роман-притча «Чума» вышел в свет в период Второй мировой войны, в 1947 году, получил Нобелевскую премию. Автор трудился над своим творением на протяжении целых 9 лет.
Главная идея произведения - это противостояние европейского Движения Сопротивления фашизму.
При помощи образа чумы, Камю стремился показать атмосферу оккупированной немцами Франции.
Действие романа происходит в алжирском городе Оране. Рассказчик, доктор Риэ, повествует о событиях чумного года, страшной болезни, которая поставила всех жителей перед лицом смерти.
Жанровые особенности романа
Можно с полной уверенностью назвать роман и философским и абсурдистским по жанровой направленности. Действие опять происходит в Алжире, где прозаик недавно отмечал свое единство с природой средиземноморского края! На этот раз выжженный солнцем, серый от пыли, город Оран был бездушным.
Повествование отличается сухостью и аскетичностью. Изможденный до грани разумного врач Риэ ведет рассказ, будучи организатором защиты от внезапно вспыхнувшей эпидемии. В своем авторстве доктор признается только в конце произведения. Пережитое им преподносится как содержание "коллективной истории", неравнодушное свидетельство о земляках писателя в ту бедственную пору. Таким образом летописец приобщает читателя к катастрофической участи каждого человека.
Пропали вольные просторы приморья - все жители Орана оказались буквально изолированы за крепостной оградой, лицом к лицу со смертельной опасностью. Большинство населения стали жертвами. Болезнь настигла грешных и праведников, детей и пожилых людей, смелых и трусливых граждан. Речь идет про жестокую встречу с безликим бичом человечества - чумой.
Эпидемия пройдена к 20 веку, но по сюжету она вновь появилась в 1940-х годах. Была на слуху "коричневая чума". Подобно войне она всех застала врасплох. Изображен также иной образ чумы - нашествие фашизма на Францию и Европу. Чума на взгляд Камю - своеобразная метафора. Произошел кровавый коричневый апокалипсис. Роман отличают признаки иносказательной притчи. Работая над творением этим, он записал в дневнике: "С помощью чумы я хочу передать обстановку удушья, от которого мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом". Хроника риска эпидемии придала роману мифический оттенок. Катастрофа Франции была для литератора катализатором, спровоцировавшим всплеск мирового зла, всегда присущего человечеству, во все времена.
Образ чумы в романе
Личные размышления рассказчика в книге, а также мысли его друзей напоминают о двойственном взгляде на происходящее. Чума становится обширнейшим понятием. Она сродни стихийному бедствию и войне. Автор сравнил ее с судебными приговорами, фанатизмом церкви, сектами, гибелью невинных детей. Бактерии заразы распространяются повсеместно. Они подстерегают на каждом шагу. В финале один астматик недовольно брюзжит: "А что такое, в сущности, чума? Та же жизнь, и все тут". Его едкий афоризм представляет собой итоговый ключ к притче. Чума словно дремлет в тишине, иногда возникает, но никогда не исчезает насовсем. "И, возможно, придет день, когда на горе и в поучение людям чума опять разбудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".
Оран для писателя и есть сонные мировые будни, царство рутины, где люди притворяются бесстрашными перед заразой, грозящей в любой момент вспыхнуть и превратить жизнь в земной ад. Жители живут в самообмане лжи. Истина оказалась чересчур страшной для них. Жизнь в романе - тюрьма, а смерть предстает тут в качестве надзирателя. Встреча оранцев с чумой - это сложное свидание человечества с собственной Судьбой.
Эпидемия у автора - иероглиф космической небылицы. Эта книга о противоборствующих, а не о побежденных, о смысле жизни, который разыскивается среди тщетного существования.
Обретение данного смысла открывается в истории приезжего журналиста, последователя доктора Риэ, Рамберта. Корреспондент случайно задержался в зачумленном городе. Вдалеке его ждет возлюбленная, спокойствие и нежность с романтикой. Журналист одержим одной лишь мыслью о бегстве, из капкана чужих стен. Когда же преодолены все препятствия к побегу, репортер вдруг решил остаться. Возникает логический вопрос. Почему он передумал? "Стыдно быть счастливым в одиночку... Я всегда считал, что я посторонний в этом городе и что мне нечего делать вместе с вами. Но теперь. Я знаю, что я здешний, хочу я того или нет. Эта история касается равно нас всех".
Счастье кажется ему нереальным при несчастии всех вокруг людей. Камю осознал братство в беде и защите от нее при помощи единства земляков!
В результате эпидемия помогает и другим прозреть, освобождая ум и душу очевидцев бесчинств от заблуждений.
Сухие образы героев и структура хроники вызывала негодование и нападки критиков на роман Камю. Он не рассказчик. Потому неуместны упреки в его равнодушии и скучноватости повествования. Его сюжет отличается несобытийностью. Он сдерживается и в любовных вопросах. "Чума" - философская притча прозаика-моралиста, пронизанного особой поэзией умственных исканий. Эпидемия здесь предстала суровым экзаменом, уравнивающем всех с отменой оттенков. Она наводит на животрепещущие основные вопросы. Что значит жизнь? Что значит сберечь достоинство перед натиском навалившегося всемирного зла?
От ответа не может уйти никто. Уникальность произведения состоит в сравнении мнений в дискуссиях, записях, размышлениях вслух и про себя, а потом проверенных в поступках. Напряженные обсуждения и афоризмы оценок участи и долга придают роману интеллектуальный нерв, служат пищей для ума. "Чума" питает словесный уровень французов.
В этом пристрастии скрывается что-то несопоставимое с разочарованием самого автора в разуме как орудии постижения бытия. Вместо желания понять суть бедствия ставится зашифровка мифическая. С другой стороны видна потребность борцов с эпидемией понять самих себя и поступать отнюдь не безрассудно. Противоборство глупости вселенной с разумными поступками служит для писателя подвижным отношением, которое необходимо постоянно поддерживать как залог соблюдения духовной меры. Лишь это может сохранить от падения в безнравственность. Сумятица внутри души человека может привести к всеобщему хаосу и катастрофе.
Падение священника Панлю в "Чуме" представляет собой драму мысли. Вера в божественное начало разошлась с противоборством бедствию. Верующий смиренно уверен в каре небесной, которая снизошла в форме эпидемии. Отец иезуит у Камю - образец христианского мироощущения. Для него Бог вездесущ и божий замысел кроется в допущении смертельной болезни. В проповедях священник уподобляется пророкам библейским, умоляющих грешников покаяться. Чуму послали на город грехов. Это кара, очищающее наказание, перст на пути ко спасению. Чистые помыслами отделятся от нечестивых, праведные от грешников. Божий бич приведет в царство добра. Оранцам следует довериться провидению.