Происходящее сейчас в мировых спортивных кругах - это общая паника, которая рано или поздно выльется в странные и еще более непонятные решения. Когда по одному приказу сверху весь мировой спорт избавляется от какой-то страны, причем очень сильной страны, это не может пройти бесследно. И чем более необоснованным с правовой точки зрения будет отстранение, тем серьезнее будут последствия. Это понимают все, кто хоть что-то смыслит в юриспруденции и спортивном праве.
За все время существования массового международного спорта (а это примерно 100 лет) ни разу не было такого, чтоб какую-либо страну отстраняли в связи с проведением определенных действий на территории другого государства. То, что творящееся ныне - не то самое слово, которое сейчас в публичном пространстве лучше не упоминать, я разбирала в предыдущей статье, повторять не буду (ссылку оставлю в самом низу). Все предыдущие исключения стран из мирового спортивного сообщества были либо по причине глобального мирового конфликта (например, первая и вторая мировые), либо по спортивным причинам (апартеид в спорте у ЮАР, допинг в России и тд.). То есть ни разу ни один локальный конфликт (а происходящее ныне является в мировых масштабах именно локальным конфликтом, как бы кому ни казалось в своих фантазиях) не приводил к нынешнему изгнанию спортсменов определенной страны. Примеров в истории уже масса: Афганистан, Вьетнам, Югославия и т.д.
Вот и получается, что вмешивая политическую составляющую в большой спорт, чиновники создают очень страшный прецедент. Своими же руками европейцы сейчас уверенно копают яму для российского спорта, в которую через какое-то время может угодить каждый. И чем активнее они отстраняют и исключают спортсменов, тем масштабнее становится эта яма. И что самое смешное, представители международных федераций сами все понимают, только сделать ничего не могут (но это уже отдельный разговор).
Более того, вопиющим является как раз то, что никто сейчас не пытается подогнать даже более или менее подходящее правовое основание под отстранение россиян. Если в случае с Сочи там хотя бы как-то пытались засунуть нужную позицию в рамки закона, то ныне даже этого не делают. Во-первых, времени не было, а во-вторых, возможности нет. Серьезно, вообще нет ни одной хотя бы притянутой за уши нормы, к которой можно привязать изгнание спортсменов. Любой юрист скажет, что если начинают говорить об абстрактных понятиях из Конституции даже не называя статью или хотя бы раздел документа, то значит позиции по факту нет никакой. Кстати, именно так сейчас ведет себя IBU по отношению к биатлонистам.
И в связи с этим еще более значимым становится предстоящее разбирательство в КАС (спортивном суде) по делам футболистов и теперь еще и хоккеистов. Сейчас им отказали по формальному признаку, но это было ожидаемо. А вот само рассмотрение незаконности отстранения будет позже. И тут как раз позиция суда станет, скорее всего, судьбоносной. Почему? Потому что именно им предстоит придумать то самое юридическое основание, оперируя которым отстраняют российских спортсменов.
Ни одна федерация до настоящего времени не подогнала правовую базу под нынешнюю ситуацию. А в легкой атлетике вообще умудрились выгнать и так уже нейтральных атлетов. И если КАС все-таки признает происходящее законным, то он будет обязан свое решение мотивировать. Мы, все юристы (и не только российские, а также и иностранные) с ужасом и замиранием сердца ждем ту самую мотивировочную часть от КАС. Потому что в случае негативного для России решения мир спорта изменится навсегда. И завтра ровно также, только уже без лишних проволочек, смогут отменить не только наших спортсменов, но и любых других, ставших неугодными из-за повестки. Как говорил один норвежский коллега, это будет началом конца современной истории мирового спорта.
Кстати, именно поэтому многие из нас думают, что КАС будет очень сильно затягивать процесс. Вряд ли они хотят стать тем самым мечом, который перерубит олимпийское движение. Вероятнее всего, они ожидают окончания острой фазы конфликта, которая для многих федераций и является мотиватором для отстранения россиян. Таким образом, сами чиновники снимут запрет, а КАС не придется ломать голову над тем, как бы сделать незаконное законным.
А пока лучшие умы международного спортивного права ищут выход из сложившейся ситуации. То, что больно будет всем, уже поняли большинство вменяемых чиновников от спорта. Вопрос в том, насколько глубокими будут раны и как их будут лечить. Как написал один мой британский коллега: "Угнетение по политическому и национальному признаку ударит по тому, кто это начал. Но там уже будет не до спорта". Так что ждем развязки и того, насколько масштабным будет прецедент, способный уничтожить спортивное сообщество в том виде, в котором мы привыкли его видеть.
Если вам понравилась статья, то ставьте "мне нравится" и делайте репост в своих социальных сетях. В нынешнее трудное время это единственная возможность для авторов расширять свою аудиторию.
Спасибо!