Один из подписчиков сегодня с утра сделал мне замечательный подарок - советскую книжку по военной истории для детей издания 1939 года. Называется "Удар и защита".
Я очень люблю такие вещи. По ним можно проследить, как трансформировалось понимание (и преподавание) исторической науки со временем, в том числе в моей сфере. История оружия в то время была изучена еще недостаточно хорошо, в отличие от более глобальных разделов сей науки...))
Так, например. Вот картинка из рассматриваемого пособия (для младшего и среднего школьного возраста):
В целом праща там описана правильно (с учетом известных упрощений, т.к. книга для младшеклассников). Даже упомянуто, что у римлян были свинцовые снаряды для пращи, на которых они писали что-то вроде "Лови", "Да погибнет враг" и т. п. - совсем как в наше время на снарядах пишут. Это правда, так и было.
Только вот картинка...
Пращник в бою не пользовался щитом. Во всяком случае, кулачным, как здесь. Мог быть щит, надеваемый на предплечье, но не державшийся в кулаке. Потому что пращнику для работы с пращей нужны обе руки.
Иначе что, по-вашему, он вначале кладет щит на землю, потом вкладывает камень в пращу (откуда он еще и выпасть может), потом наклоняется, поднимает щит и только после этого начинает раскручивать пращу?))
Вот более правильная иллюстрация (современная):
Обратите внимание: у воина на переднем плане щит висит на предплечье левой руки, а левая же кисть у него свободна! Она ему для боевой работы жизненно необходима...)
Едем дальше. Вот любопытный взгляд из 1939 года на древнегреческую фалангу:
Гоплиты держат копья ДВУМЯ руками, причем щитов у них нет, а сами копья - короткие. Обычные копья континентальных греков времен персидских войн.
По современным представлениям, напоминаю, гоплит без щита - не гоплит. Двумя руками держались только огромные македонские сариссы в 5 метров длиной, и то на предплечье левой руки воины (хотя бы передних шеренг) вешали бронзовые щиты. Поменьше, чем у обычных гоплитов, но тем не менее.
Про щиты.
"Первые щиты сплетали из лозы, как сплетают корзины. Они были круглые и немного выпуклые. Потом щиты стали обтягивать кожей. От этого щиты становились прочнее. ... Когда научились хорошо обрабатывать дерево, щиты начали делать из деревянных пластин. Эти щиты были лучше, чем плетенные из лозы. Их тоже покрывали кожей."
Ну, что было раньше - щит из лозы или щит из досок, вопрос дискуссионный и по сию пору открытый. Только вот с прочностью дело обстоит наоборот: плетеный щит из лозы, покрытый кожей, намного прочнее щита из деревянных пластин. И к тому же легче. Щит из досок, если они будут слишком толстые (хотя бы в палец толщиной) выйдет слишком тяжелым. А тонкие доски будут быстро раскалываться под ударами.
Викинги и наши предки-славяне в свое время, кстати, предпочли именно легкие щиты из тонких, в 0,7-1 см, досок. Но те щиты были едва ли не одноразовые, и техника боя ими была довольно специфической. Это был активный бой щитом, с подставкой его под удар меча под углом, а не напрямую. Самые же сильные удары принимались на металлический умбон - самую ценную часть щита.
Ну и потом... У викингов и славян просто не было лозы. Северные широты-с...) А вот в Азии плетеные (именно плетеные!) щиты-калканы, покрытые кожей, аж до XIX века дожили. Познакомились даже с винтовочными пулями.
А вот это... Это, пожалуй, иллюстрация с какой-то политической подоплекой.
Во всяком случае, я не понимаю, почему, если здесь нет намека на некую политическую конъюнктуру, византийцев изобразили полуголыми оборванцами. У них даже лучники так не выглядели, правда )) Тем более что это иллюстрация к битве короля Тейи с византийцами аж в 553 году (по современным представлениям - в 552 году!), когда империя была вполне могуча...
А уж как описана смерть короля... Сказка, поэма, достойная пера Толкиена!
Надо думать, согласно идеологии той эпохи король Тейя представал как борец и народный герой-освободитель своей страны от византийского ига. Правда, битва была в Италии, куда готов (остготов, если точнее), в общем-то, и самих никто не звал...))