От Ордубада далеко до столиц, и эта оторванность от центра для местных традиций не беда, а благо. Ордубадцам удалось сохранить в неприкосновенности обычаи, давно ставшие легендами для жителей больших городов. А вместе с обычаями и историю своего города, которая насчитывает уже более полутора тысячелетий.
Новруз в Ордубаде празднуют в каждом квартале, как и столетия назад. В эти дни город превращается в театральную сцену. На троне под огромной чинарой восседает хан. Позади него располагается свита. Перед ханом на площади пляшет народ. Играет зурна, отбивает ритм нагара; в руках у девушек цветущие ветки. Стол перед повелителем ломится от яств: чего тут только нет – и пахлава, и шекербура, и фрукты, и конфеты!
ОГОНЬ
Один человек из свиты хана одет не так, как остальные. На нем ярко-красный камзол и такого же цвета высокий колпак, похожий на язычок пламени. Этого человека называют шутом, но он никого не веселит: весь день стоит за троном хана и только вечером, когда на площади разжигают костер, прыгает через огонь. Возможно, он сам и есть огонь.
СЕМЕНИ И КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА
Все дни праздника ордубадцы принимают гостей. Стол нарядно украшен, на праздничной скатерти стоят лучшие тарелки и блюда. Помимо традиционных ордубадских сладостей, орехов и фруктов на столе обязательно должны быть крашеные яйца, розовая вода и семени – проросшая пшеница, обвитая красной праздничной лентой.
ДЕВУШКА-ВЕСНА
Три квартала в городе, три площади, три хана – у каждого квартала свой. Похоже, эта традиция пошла с конца Средневековья, когда существовало Нахчыванское ханство. Ордубадцы уже не помнят, почему в городе во все дни праздника распоряжаются ханы, но к обычаю относятся серьезно. Трон заказывают у искусного плотника, шьют костюмы из роскошных тканей, наносят грим, как в театре.
Утром на площадь начинает стекаться народ со всего квартала. Собираются и девушки в платьях зеленых оттенков с цветущими ветками в руках. Самую красивую наряжают в ярко-зеленое с ног до головы: это «зеленая девушка», или девушка-весна.
ХАН
Он сидит на троне в окружении свиты: визирей, слуг, палача и шута. На столе перед ним поднос со сладостями. Каждый, кто приходит на площадь, берет какую-нибудь сладость и кладет взамен деньги. В конце праздника свита хана покупает на собранную сумму большой подарок, который разыгрывается в лотерею среди жителей квартала.
Лицо хана всегда серьезно, хотя что только не делают окружающие, чтобы развеселить его: и шутки шутят, и смешные истории рассказывают, и дурачатся. Хану можно всё, но смеяться нельзя. Если не сдержится и улыбнется – долой с трона! Зато по сану и почет: когда хан поднимается на второй этаж соседнего дома, чтобы увидеть собравшихся на площади, весь народ приветствует его.
СЛАДКИЙ СТОЛ
Повеселившись на площади, ордубадцы идут в гости. В каждом доме кипит самовар, хозяйка наливает гостям чай – первую, вторую, третью чашку... К чаю полный стол сладостей: тут и знаменитый ордубадский омлет, и пахлава, и конфеты. В вазах – цветущие ветки, а в центре стола – проросшая пшеница в честь вечного обновления природы и нового прихода весны.
Фото: Дмитрий Лившиц
Журнал "Баку"