Фильм «Тёмная долина» (2014) каким-то странным образом очень быстро исчез из поля восприятия массового зрителя, хотя в своё время был номинирован на «Оскар» в качестве лучшей ленты «на иностранном языке».
Это был совместный австрийско-германский проект, созданный Андреасом Прохаска, коему мы обязаны «Комиссаром Рексом». Впрочем, это не мешало пригласить на главную роль британского актера Сэма Райли, известного в первую очередь своими криминальными ролями («Брайтонский леденец», «Византия» и т.д.)
Некогда кинокритики решили, что данный фильм - сугубо вестерн, только созданный в альпийских пейзажах, а потому оценивали и трактовали его именно в данном качестве. То, что в самом начале кинокартины в глухой деревушке появляется молчаливый незнакомец, ещё не делает его аналогом «анонимных персонажей», сыгранных в 70-ые годы Иствудом.
В данном случае куда более уместной была бы отсылка к «Господину Месть» из творчества корейского режиссера Пак Чхаук-Ука, что делает отстраненного героя нуарной фигурой. Тем более что вооружен он не Кольтом, а допотопным фотоаппаратом, ибо действие происходит в последней трети XIX века.
Опять же нельзя не отметить эмоциональное сходством с сериалом «Перевал» (а это, безусловно, нео-нуар) и дело даже не в заснеженных локациях, распложенных на границе Германии и Австрии Альп, а в общем ощущении наличия тёмной тайны. Незнакомец с самого начала испытывает, что в долине, где он предполагает остаться на зиму, «что-то не так».
Невольно вспоминается огромное количество триллеров на тему «чужака в таинственном месте». Люди в долине излишне молчаливы и даже приближение праздничных событий вызывает у них скорбные чувства, если не сказать, панический ужас. Разве так надобно встречать праздники?
Невероятно давящее ощущение производят большие общинные дома, чьи помещения вечно погружены в полусумрак. Даже красивейшая природа таит в себе скрытую угрозу. Именно на фоне этих ландшафтов начинают гибнуть один за другим шесть сыновей «старика Бреннера» - местная верхушка, которая жесткой рукой управляет окрестностью.
Если отбросить в сторону эпизод с перестрелкой, который напрочь лишен всякой стилистической привлекательности, присущей вестерну, то в сюжете фильма можно обнаружить множество отсылок именно к нуарным проектам.
Воздаяние за «Содом и Гоморру» - из «Догвилля» (2003). Наказание семейства, безнравственно трактующего средневековые обряды - из «Аназапты» (2002). Казнь ложного пророка, чьи проповеди являются кощунством святотатством - из «Города грехов» (2005)
Так что внешняя форма этого фильма, напоминающая вестерн – это всего лишь уловка, часть интеллектуальной игры, которая призвана показать возможности мрачного криминального жанра в современных условиях. В то же самое время мрачная суть этой кинокартины, более напоминает страшную сказку, которую можно уверенно полагать частным случаем нуара как мета-жанра.