К речевым тренингам обыкновенно относят: технику речи, ораторское искусство, деловое общение и речевую импровизацию ( можно вспомнить еще наименования, но эти старейшие). Они прочно вошли в тренинговое "меню" в начале двухтысячных и, уступая, конечно, психологическим, крепко держат свои позиции. За время своего существования речевые тренинги породили массу мифов и легенд, с частью которых мы постараемся разобраться.
МИФ 1. РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ - ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ.
Этот миф может стать правдой в случае, если: вы не принимаете активного участия в тренинге, а просто выступаете в роли наблюдателя, или же вам попался преподаватель, которого не интересует результат, а привлекают только "легкие" деньги.
Если не рассматривать эти 2 момента, то речевые тренинги по эффективности держат первое место:
- в отличие от психологических, речевые тренинги имеют дело конкретно с физиологией человека: с памятью, речевыми мышцами, дыхательной системой и т.д., что упрощает задачу обучения и позволяет четко, а не метафорически, ставить задачи
- результат речевых тренингов можно легко отследить, так как есть четкие критерии правильности/неправильности.
- для речевых тренингов разработаны комплексы простых упражнений, которые в состоянии делать любой участник и отслеживать свой результат самостоятельно.
МИФ 2. ГЛАВНОЕ - ПРИОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, ОСТАЛЬНОЕ ЕРУНДА.
Часто спрашиваю: "Вот вы были на таком-то тренинге, чему вы там научились?" Ответ: " Тренер так меня вдохновил, я почувствовал такой подъем, силу, у меня все получится"
С одной стороны, мотивация - это прекрасно. Вдохновение, прилив творческой энергии и т.д. Но это история не про речевые тренинги.
Вся фишка в том, что сейчас любят жонглировать словом "уверенность", как хотят, но в основе её, кроме эмоций, должны лежать конкретные,четкие знания. Поэтому, если вы вышли после тренинга без них, а только с "крыльями" вдохновения, то вы бесполезно потратили деньги на речевой тренинг.
МИФ 3. НЕТ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЯМ.
У многих со времен школы накопилось устойчивое отвращение к домашней работе. Но для речевых тренингов это, к сожалению, необходимая вещь. Порой, домашние задания занимают больше времени, чем само занятие. Почему они так важны?
Все очень просто. Если вам, например, лет 30, и вы пришли на технику речи устранять картавость. Поставить звук "Р" - дело пары занятий, НО...
Самое сложное - его вработать, сделать автоматическим ( вы почти 30 лет его говорили неправильно, зачем мозгу и мышцам что-то менять). Не можете же вы все время думать, как произносить этот звук, тогда вы будете не в состоянии выдать ни одной стоящей мысли. Мозг не может работать на 2 фронта. Что нужно? Получить от тренера упражнения и работать дома долго, очень долго, порой очень-очень долго, пока звук не станет родным и естественным
МИФ 4. ВОТ Я ПРИДУ НА РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ "СТУКНЕТ" МЕНЯ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ И...
Нет у тренера волшебной палочки, не завезли. И такой школьный подход для тренингов не применим. В обязанности тренера не входит "уговаривание" вас учиться и волшебство, для этого слишком мало времени.
Что обязан делать тренер:
- объяснить тему всеми простейшими и понятными способами, которые есть в арсенале
- отработать тему, побуждая всех к участию ( побуждая, не заставляя)
- дать комплекс упражнений для закрепления материала и объяснить трудные моменты, которые могут возникнуть, ответить на вопросы участников.
Всё. Никто не будет принуждать вас работать, за вами бегать, уговаривать. Вы пришли на тренинг добровольно, и вы контролируете степень своего участия в нем.
Вот, пожалуй, главные моменты, которые надо учитывать, намереваясь посетить речевой тренинг.
Придется работать, господа, придется...