Найти в Дзене

Самые популярные дореволюционные суеверия

Даже сейчас есть немало людей, верящих в приметы и суеверия, а пару столетий назад в непознанное верили и того чаще. Некоторые старые суеверия забыты, некоторые дошли до наших дней. Предлагаю подборку самых распространенных поверий, бытовавших в дореволюционные времена.

Пожалуй, одной из самых живучих традиций была четверговая соль. Хозяйки готовили ее на предпасхальной неделе в ночь со среды на четверг или ранним утром. Описывая мать Базарова, необразованную провинциальную барыню, И. С. Тургенев упоминает, что та верила во множество нелепиц, включая леших и эту чёрную соль. Рецепты приготовления были разные, но принцип один — поваренную соль смешивали с квасной гущей и иными добавками (тут в каждой местности и даже доме рецепты были разные) и запекали это все несколько часов в печи. Получалась твердая чёрная масса, которую толкли в ступке и хранили до следующего года, часто спрятав за иконами. Иногда сей порошок подмешивали в еду, сыпали на порог, если ждали неприятных визитеров и т. д. Некоторые готовят такую соль и сейчас, при том, что сама православная церковь эту традицию не одобряет.

Некоторые люди и сейчас опасаются черных кошек, перебегающих дорогу, женщин с пустыми ведрами. Раньше к этому списку можно было добавить встреченного на улице попа или монаха, перебегающего дорогу зайца. Есть легенда, что перед восстанием декабристов А. С. Пушкин собирался поехать в столицу, но передумал, когда ему перебежал дорогу заяц. В то, что встреча с монахом грозит бедой, верила Татьяна Ларина из "Евгения Онегина".

Еще одно суеверие, создававшее немало проблем – то, что написанное завещание приближает смерть. Многие не хотели официально изъявлять свою волю на бумаге до последнего, упоминая только на словах. Подобный документ обычно подписывали люди пожилые или безнадежно больные, которые и так могли скоро умереть. Скорая смерть в этом случае только подкрепляла суеверие. И правда, от чего еще может умереть старый больной человек? С учетом того, что отправить к праотцам человека внезапно могли заболевания, по современным меркам совсем не смертельные, проблемы из-за отсутствия завещания возникали часто. Судебные тяжбы после этого тянулись годами.

Было немало свадебных суеверий. Серьги перед свадьбой невесте вдевала в уши уже замужняя женщина, а обувь надевал мальчик, обычно родственник. Если в доме оставались незамужние девушки, невеста перед отъездом должна была подержаться за угол скатерти на столе. Погасшая или упавшая свеча у жениха или невесты предвещала скорую смерть. Когда в церкви у Пушкина в этот ответственный момент погасла свеча, он очень испугался. В итоге он действительно умер первым. Во время венчания пара стояла на розовом атласе. Считалось, что тот из пары, кто ступил на него первым, будет в доме главным. Некоторые девушки старались делать это первыми, а некоторые принципиально не спешили, так как считали, что если мужчина главный, то на нем и вся ответственность за решение проблем. Ехали в церковь одной дорогой, а из нее обычно другой.

Было немало суеверий о деторождении. Если в семье часто умирали дети (а детская смертность была вообще высокой), то уберечь от смерти очередного малыша пытались разными способами. Например, старались крестить как можно скорее, а в крестные выбирали первых встретившихся на улице людей, пусть даже явных маргиналов. Другой способ – выбрать крестными людей, имена которых совпадали с именами родителей. Хорошо если имена были популярные. А если имя редкое, то поиск выливался в целую эпопею. Если ребенок родился хилым, его могли «перепекать». Для этого его обмазывали тестом, клали на лопату и отправляли ненадолго в печь. Огонь в печи, естественно, был потушен, но она оставалась теплой. Есть легенда, что так «перепекли» самого полководца Суворова.

Много суеверий было связано со строительством дома. Новый дом старались не строить на пепелище старого, если тот сгорел. После укладки первых двух венцов (рядов бревен) в восточном углу дома (в некоторых местностях во всех углах) делали выемку и помещали в нее коробочку с монетами. В. И. Пызин и Д. А. Засосов в книге «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов» вспоминали: «Начинался молебен с водосвятием. Священник при пении молитв погружал крест в миску с водой, вода становилась «святой». Молились о “ниспослании благодати и благоденствия дому сему”, дьякон зычным голосом провозглашал “многолетие” хозяину и его потомству. Затем все подходили целовать крест, при этом священник кропил каждого “святой” водой. Десятник вставлял в гнездо свинцовую коробочку и наливал в нее вареного постного (обычно так называемого деревянного) масла. Потом все подходили к гнезду: сначала священник, который кропил «святой» водой эту коробочку, затем хозяин, его близкие и гости, причем каждый клал в коробочку монету чеканки того года, в который производилась закладка. Затем края коробочки загибались наглухо и сразу же над коробочкой укладывалось два-три ряда кирпичей, а в деревянных домах гнездо с коробочкой забивалось деревянной пробкой. Тотчас вслед за этим укладывался заранее заготовленный следующий венец. Далее с песнопениями молитв обходили всю постройку, причем священник все время кропил, а дьякон кадил. По окончании этого ритуала хозяин приглашал всех “откушать хлеба-соли”». Первыми в дома запускали кошек, и эта традиция жива до сих пор. Есть версия, что она связана с верой в то, что тот, кто первый войдет, тот первым и умрет. Сначала запускали самых старых, а потом решили заменить питомцами.

И это далеко не все старинные суеверия.

#история #история россии #дореволюционная россия #мистика #приметы #суеверия