Найти в Дзене
Стиль жизни

Джон Апдайк - кентавр американской литературы

часы дружно тикали в темных классах, и ноги его словно приросли к шероховатому цементу, когда вот здесь, на этом самом месте, он застиг врасплох Веру Гаммел: эти самые зеленые двери были приоткрыты, и она стояла на виду, в клубах пара, — голубое полотенце не скрывало ее ослепительной наготы, золотистый треугольник волос побелел от росы…

-2

В далеком 1966 году издательство “Молодая гвардия” сделала царский подарок большой армии старшеклассников, студентов и прочим шестидесятникам, напечатав роман модного тогда у нас писателя, который сразу же стал книгой, как принято говорить уже сегодня, культовой.

Каждый уважающий себя зануда в очках спешил причаститься картинами тамошней молодежной американской действительности. Тем более, что на языке оригинала книга вышла три года тому назад.

-3

Однако, прободавшее в железном занавесе брешь издательство пало жертвой собственной храбрости и наглости. И получило по мозгам в полном составе. За что?

Ягодицы у нее были розовые и слегка шероховатые; ноги сзади словно осыпаны золотистой пыльцой. Она поцеловала цветок, бросила его и повернула к кентавру преображенное лицо — трепетное, раскрасневшееся, затуманенное и робкое.

— Хирон, — повелела она, — возьми меня.

Его большое сердце заколотилось о ребра; он взмахнул дрожащей рукой…

А вот за эту чуждую нам действительность и получило. За классово неприемлемый нашему народу продукт, бананы, которые тамошние буржуи, не ведая стыда, жрут в 1947 году прямо-таки зимой. За несколько откровенных, чувственных для морального облика строителя коммунизма, сцен. И по совокупности заслуг, видимо, за мифологический туман, которым окутаны персонажи романа.

-4

Время, как сказала бы кукушка в часах, если бы умела говорить, оставило свой неизгладимый след на судьбе романа Апдайка.

Его неохотно переиздают и сейчас, словно с испугом и недоумением оглядываясь в прошлое. А ведь это одна из лучших книга Апдайка, написанная им в золотом для романиста возрасте 31 года. После нее было много книг. Но ни одна из них, в том числе исполненная авторского снобизма, тяжеловесности и до нельзя насыщенная эротикой, “Бразилия” не добавили автору “Кентавра” славы…

-5

Он чувствовал под руками пушистый изгиб ее спины. Брюхо его дрогнуло от нетерпения, из ноздрей вырвалось ржание. Ее руки сжимали его шею, а ноги, свободно повиснув в воздухе, касались его коленей.

— Конь, — прошептала она. — Оседлав, меня. Вспаши меня…

Роман лауреата Пулитцеровской премии, как это ни странно, о любви, взрослении, напитанный мифологией – он и по сей день наглядный пример того, каким должен быть роман. И, главное, каким он быть не должен.

Роман не должен быть заунывным и скучным. Он должен быть не тлеющим огарком, а пылающим кузнечным горном, в горниле которого рождаются боги и персонажи!

-6

Читайте Апдайка!