В 1990-м году по стране прокатились бунты курильщиков. Во многих городах люди перекрывали движение на центральных улицах, рабочие отказывали выходить на работу. Причиной бунтов стал дефицит сигарет и папирос, вызванный то ли нерасторопностью Госплана, то ли умышленным саботажем партийных работников, несогласных с Горбачёвым.
Версия о саботаже и даже сознательной диверсии высказывал впоследствии председатель Совета министров СССР Николай Рыжков. Таким образом партийные функционеры в сговоре с торговой мафией хотели сделать маленькую гадость Михаилу Горбачёву и затеянной им перестройке, которая нанесла самый ощутимый удар по партийному аппарату и теневым королям торговли.
Общий дефицит табачных изделий на конец августа 1990-го года составлял 60 млрд (!) штук. Да, в Советском Союзе были десятки миллионов курящих граждан – и рабочие, и колхозники, и интеллигенция. О здоровом образе жизни тогда мало кто думал, курение считалось почти нормой, да и курили везде, где хочется, не то что сейчас.
Среди причин кризиса называли и недопоставку сигарет из Болгарии, единственной страны, откуда в СССР завозили табачную продукцию, а также нехватку фильтров, фольги, упаковки для производства продукции, ну и деятельность спекулянтов и перекупщиков.
Но главной причиной, как выяснилось уже позже, было практически одновременное закрытие на ремонт большинства советских табачных фабрик – шестнадцати из двадцати четырёх. К тому же, резко, почти вдвое сократилось производство табачного листа.
На тут же появившемся «чёрном рынке» пачка «Явы» стала стоить от 3 до 5 рублей – вместо 40 копеек. Бабки на улицах продавали подобранные окурки: с подносов — по 5-10 копеек за штуку и в банках — 2-3 рубля за поллитровую. В это трудно поверить сегодня, но это факт: окурки не просто продавали, их ещё и покупали, потому что в табачных магазинах ничего не было, а никотиновая зависимость, как известно, куда сильнее, чем алкогольная. Примечательно, что в СССР никогда не было бунтов после повышения цен на алкоголь.
Табачные бунты на улицах Москвы, Свердловска, Казани, Горького, Новосибирска и ещё множества советских городов выливались в противостояние с милицией. Последней оставалось лишь одно: прогонять курильщиков с проезжей части, поскольку те старались перекрыть движение и таким образом обратить внимание властей на проблему.
Власть внимание обратила. Поскольку своя промышленность справиться не могла, было принято решение на уровне Совета министров СССР закупить в США сигарет на триста миллионов долларов. И это несмотря на то, что государственный долг рос с каждым годом. Специалисты утверждали, что за такие деньги можно было переоборудовать всю табачную отрасль страны, но промедление в тот год было смерти подобно – ждать ещё несколько месяцев рабочие не хотели.
Но нет худа без добра. Благодаря кризису советские люди попробовали и полюбили вкус импортных сигарет – «Монте Карло», «Бонд-стрит», «Кэмел», и, конечно, знаменитые «Мальборо».
Примечательно, что похожая ситуация с сигаретами сложилась в Советском Союзе в 1969-м году. Это было время сворачивания косыгинских реформ, которые предполагали большую самостоятельность предприятий. Руководство страны, отказавшись от них, сделало ставку на Госплан, а чиновники, как говорится, там недоглядели, тут не заметили, в итоге начался дефицит сигарет.
Тогда проблему пришлось решать так же, как и при Горбачёве. Срочно были выделены деньги на закупку пяти миллиардов сигарет в Болгарии и табака с Кубы. Правда, даром трудящимся такая забота партии и правительства не вышла – цены на табак были подняты. То есть за промахи чиновников Госплана СССР в итоге заплатили простые люди. Впрочем, в нашей стране этим никого не удивишь.