Найти в Дзене

Почему реальная война всегда так не похожа на то, как её представляли

Так уж получается, независимо от того, идёт ли речь о прошлом далёком или о дне сегодняшнем, но мы постоянно сталкиваемся с тем, что многие люди (наверное, и большинство) воспринимают войну как-то иначе, чем хотелось бы. Подтверждением тому являются жаркие споры в Интернете, когда порой сколько людей, столько и мнений. То войска продвигаются слишком медленно, то потери чрезмерны и «такого не может быть», то всё выдумывают, чтобы скрыть или наоборот опорочить. Всем ведь знакомо то, о чём я пишу?

Призадумался, а почему так происходит? В некотором роде это аналог фразы о том, что «генералы всегда готовятся к прошлой войне».

Виновата в этом, конечно военная пропаганда. Существовала она всегда, пока были войны. Во всяком случае её самые первые примеры весьма живучи оказались. Ибо что такое наши былины про Илью Муромца и прочих богатырей? Они принципиально не отличаются от «панфиловцев» или Александра Матросова. И неважно, были ли события реальными или их придумали в тиши политотделов.

Я уже не раз писал, что военную пропаганду надо оценивать, как и всё на войне, по результатам. А потому не столь важно, правда или нет написана в листовках, важно какой эффект они давали. С позиции сегодняшнего дня нам очень сложно понять, как воспринималось в окопах то, что мы читаем, сидя на диване и попивая чай с вареньем в мирное время. Но есть неоспоримый факт, что мы же победили. А к этому могу добавить, что если кому-то кажутся наши агитационные материалы слишком неправдоподобными, то вы ещё просто не читали немецких. Не говоря уж про американские.

Говорят, что те, кто были на войне, не любят о ней вспоминать и рассказывать. Такое есть, но далеко не про всех это верно. И рассказывают, и вспоминают. И порой подтверждают даже то, чего не было. Но не нам этих людей судить. Надо просто понимать, что и человек в экстремальной ситуации видит всё иначе, и потом иначе вспоминает. А кроме того, на войне человек видит всё в очень ограниченном объёме. И если с ним чего-то не было, то мало ли что могло быть в соседнем окопе, на соседней улице, на другом фронте. А у нас ведь любят задавать вопросы стратегического характера рядовым бойцам. А потом за них ещё домысливать и досказывать. Причём делают это (и делали во все времена) люди, от военного дела далёкие. И потому все военные события быстро обрастают некой мифологической оболочкой, за которой скрывается реальность. Ибо реальность на войне всегда бывает скучнее той, что можно придумать. А уж после появления кинематографа и подавно. Средствами величайшего из искусств можно такого наизображать, что любые былины и мифы тускнеют. И у огромных масс зрителей появляется своё представление о войне, чаще всего ничего общего не имеющее с настоящим. И потом это представление переносится на суровую действительность. Причём, что интересно, даже и на прошлое.

Я упомянул, про генералов, готовящихся к прошлой войне, но если говорить про кино, то у нас и обратный процесс идёт, когда мы современные методы переносим на события прошлого. Возьмём кино про наполеоновские войны, про Петра Первого, Суворова… там мы видим, как современные солдаты, выступающие в роли массовки, бегут по полю цепями (пусть и чуть более плотными), в полном соответствии с современными уставами. И это не единственный пример…

А что в результате? Создав в мозгу определённую устоявшуюся картинку, человек крайне недоволен, когда что-то в рамки этой картинки не вписывается. То наступают слишком медленно, то потери слишком большие и пр. и пр.

Что делать? Да ничего с этим не поделать, ибо в военное время надо решать проблемы иные, и в военное время начинает работать военная пропаганда. Во всяком случае должна работать. А во время мирное, пожалуй, не так это и важно.

Пока лишь можно констатировать, что с развитием информационных возможностей, борьба пропагандистов принимает всё больший размах, но при этом и взаимно друг друга компенсирует. Человек же всё равно будет верить тому, что ему собственные газеты, телепрограммы, даже листовки сообщают. А всё, что им не соответствует — так это же фашисты написали, французы проклятые голову дурят, поляки обмануть хотят, турецкий султан врёт и… с кем мы там ещё воевали? Во время войны всё меньшую роль играет логика, и всё больше вера.

Как сказано, хоть и по другому поводу, «в окопах атеистов нет». Вот отсюда и противоречия в восприятии, ибо те, кто воют — просто верят, а те, кого война не коснулась — могут позволить рассуждать. Вот вам и разная картина, разные взгляды, вот несовпадения, которые были, есть и будут всегда.

Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.

Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».