— Мама, это правда? — строго спросила старшая дочь. — Ты уходишь от папы?
— Мы больше не любим друг друга, Маша, — ответила Елена Михайловна. — Какой смысл нам быть вместе? У него своя жизнь, а у меня — своя.
— Странно, — задумчиво произнесла Мария, — по-моему, мама, в твоём возрасте женщина должна меньше всего думать о любви и о какой-то там своей жизни, которой она живёт.
— Вот как? — удивлённо произнесла Елена Михайловна. — Никогда не думала, что возраст... Впрочем... О чём же, по-твоему, должна думать женщина в моём возрасте?
— О своих детях, например, — сказала Мария. — Их у тебя трое.
— Вы — уже взрослые.
— Но мы по-прежнему твои дети.
— Я постоянно думаю и о тебе, и твоих братьях, — ответила Елена Михайловна. — При чём здесь мой развод с вашим отцом? Не понимаю.
На лице Марии появилась горькая улыбка.
— Ты странно смотришь на мир, мама, — произнесла Мария.
— Странно?
— Не заглядывая в будущее. Ты подумала о последствиях вашего с отцом расставания? По лицу твоему вижу, что ни о чём подобном ты не думала.
— О чём я должна была думать? — не поняла Елена Михайловна.
— О чём думать? — задумчиво переспросила Мария. — Ну-у, хотя бы о том, что сейчас ты — жена богатого и преуспевающего человека, а... Кем ты будешь, мама, когда разведёшься?
— Ах, ты об этом, — произнесла Елена Михайловна.
— Об этом, мама, о чём же ещё, — сказала Мария. — Ты станешь одинокой и, скорее всего, бедной женщиной.
— За меня, дочка, не волнуйся, — ответила Елена Михайловна. — Я ещё способна и сама заработать себе на жизнь.
— Кто сомневается, мама, что заработать ты можешь, — сказала Мария. — Речь не об этом. А о нас и о внуках своих ты подумала? Мы привыкли к определённым жизненным условиям, которые обеспечивает нам твой муж и наш отец. Интересно, сколько тебе придётся работать, чтобы дать нам столько, сколько даёт он?
— Я уверена, что твой отец, Маша, будет заботиться о вас не меньше и после того, как разведётся со мной, — ответила Елена Михайловна.
— Как знать, мама, как знать, — сказала Маша и посмотрела на часы.
— Ты куда-то опаздываешь? — спросила Елена Михайловна. — На часы смотришь.
— Сейчас приедут твои сыновья, — сказала Маша. — Я знала, что мне одной не переубедить тебя разводиться. И поэтому я позвала их.
В это время к дому подъехали две машины.
Приехали сыновья Елены Михайловны, близнецы Пётр и Павел. Войдя в дом и поздоровавшись с мамой, они сразу обратили взгляды на старшую сестру.
— Сделала, что могла, — сказала Мария. — Но... Увы. Маму не переубедить.
— Значит так, мама, — произнёс Павел, — ты как хочешь, а только разводиться я тебе не позволю.
— Вот ещё новости, — удивлённо сказала Елена Михайловна. — Как, интересно, ты собираешься это сделать?
— Придумаю что-нибудь, — ответил Павел. — Вариантов много. Ты меня знаешь, мама, я способен на всё.
— Одумайся, мама, — произнёс Пётр, — одумайся, пока не поздно. Сейчас ещё всё можно исправить. Я говорил с отцом, и он сказал, что...
— Я одного не пойму, дети, — не дослушав сына, сказала Елена Михайловна, — чего вы все так всполошились по поводу нашего развода?
— Мама не понимает, — сказала Мария, — я пыталась ей объяснить, но... Мои слова до неё не доходят. Попробуйте вы. Может, у вас лучше получится.
— Я не знаю, что тебе здесь наплела Маша, — сказал Пётр, — но всё намного проще. Я тебя понимаю, мама. Любовь прошла, и всё такое. Всё понимаю. У меня тоже сейчас не всё хорошо с женой и... И у них не всё гладко в личной жизни, — он посмотрел на Машу и Павла. — Мы все очень хорошо тебя понимаем. Я тебе даже больше скажу. И папа. Он тоже всё понимает. Вы не любите друг друга. И не надо. Но будьте вы современными, благоразумными людьми. Да где это видано, чтобы сегодня люди жили вместе только потому, что любят друг друга. Это просто смешно! Неужели, находясь в браке, вы мешаете счастью друг друга? Нет, конечно! Не хотите видеть друг друга, живите в разных городах. И наслаждайтесь жизнью. Ты, мама, можешь жить, например, в Санкт-Петербурге. Тебе ведь всегда нравился этот город. А папа будет жить в Москве. И делайте вы, что хотите. И всё у вас будет замечательно. Все счастливы, и никаких разводов.
— Мама! — сказал Павел. — Я буду с тобой честен. Если ты разведёшься с отцом, то не пройдёт и года, как он женится на какой-нибудь молодой авантюристке-вертихвостке, и всё его состояние перейдёт к ней. А таких женщин, мама, сейчас не так уж мало. Поверь мне. Я знаю, о чём говорю. Я через всё это уже прошёл.
— Почему вы так боитесь за своего отца? — спросила Елена Михайловна.
— Мы боимся, что у него появятся другие дети, — ответил Пётр.
— А со временем и другие внуки, —добавила Мария.
— Ну что за блажь, мама, в самом деле, — произнёс Павел. — Ведь вы уже более тридцати лет вместе. И вдруг на тебе. Решили расстаться.
— Я говорил с отцом, — сказал Пётр. — И он ясно дал понять, что здесь всё зависит только от тебя, мама.
— Ну мы тебя просим, мама, мы умоляем тебя, — сказала Мария, — ну, не разводитесь.
— Вы напрасно тратите своё красноречие, дети, — сказала Елена Михайловна. — это решённый вопрос, и изменить уже ничего нельзя. Я ухожу от вашего отца, потому что не люблю его и не хочу быть его женой. Я поняла, какой образ жизни вы предлагаете нам, но мне он не подходит. Через месяц мы разведёмся. Хотите вы того или нет.
— Мама, ты очень рискуешь, — сказала Мария.
— Пусть так, — согласилась Елена Михайловна. — Жизнь порой заставляет идти на риск.
В течение этого месяца дети не прекращали попыток переубедить свою маму. Но у них ничего не вышло, их родители развелись.
Как выяснилось позже, дети напрасно боялись, что в результате развода их мама останется ни с чем, а папа женится на молодой авантюристке, которая оттяпает у него все деньги. Всё вышло иначе. Елена Михайловна получила половину от огромного состояния своего мужа.
Дети успокоились.
Во-первых, потому что их мама по-прежнему оставалась очень богатой женщиной, а во-вторых, их отец после развода не собирался ни на ком жениться. А значит, и повода для беспокойства не было.
— Хорошо то, мама, что хорошо кончается, — сказала Мария, заехав к маме в гости. — Но согласись, ты рисковала и рисковала сильно. Папа мог оказаться и не таким добрым и щедрым человеком.
Прошёл год. И Елена Михайловна сообщает детям, что собирается выходить замуж.
— Мама, это правда? — строго спросила старшая дочь. — Ты собираешься замуж?
— Мы любим друг друга, Маша, — ответила Елена Михайловна. — Он сделал мне предложение, и я согласилась. По-моему, здесь удивляться нечему. Просто я думаю о своей счастливой личной жизни. И всё.
— Странно, — задумчиво произнесла Мария, — по-моему, мама, в твоём возрасте женщина должна меньше всего думать о любви, о замужестве и о какой-то там своей счастливой личной жизни.
— Вот как? — удивлённо произнесла Елена Михайловна. — Никогда не думала, что возраст... Впрочем... О чём же, по-твоему, должна думать женщина в моём возрасте?
— О своих детях, например, — ответила Мария.
— Я постоянно думаю и о тебе, и твоих братьях, — сказала Елена Михайловна. — При чём здесь моё замужество? Не понимаю.
На лице Марии появилась грустная улыбка.
— Ты странно смотришь на мир, мама, — произнесла Мария. — Не заглядываешь в будущее. Ты подумала о последствиях своего брака? По лицу твоему вижу, что ни о чём подобном ты не думала.
— О чём я должна была думать? — не поняла Елена Михайловна.
— О чём думать? — задумчиво переспросила Мария. — Ну-у, хотя бы о том, что сейчас ты — богатая женщина. А кем ты будешь, мама, когда выйдешь замуж? Неизвестно. Он кто? Ты не думала, мама, что причина его любви — это твоё огромное богатство?
— Ах, ты об этом, — ответила Елена Михайловна.
— Об этом, мама, о чём же ещё, — произнесла Мария.
— За меня, дочка, не волнуйся, — сказала Елена Михайловна. — Я ещё способна разбираться в людях. И понимаю, когда человек любит, а когда ищет свою выгоду.
— Кто сомневается, мама, что ты всё видишь, всё понимаешь и хорошо разбираешься в людях, — продолжала Мария. — Речь не об этом. А о нас, своих детях и о внуках своих, ты подумала? Мы привыкли к определённым жизненным условиям, которые нам обеспечиваешь ты. А если твой муж будет против?
— Я уверена, что мой муж не будет против, — ответила Елена Михайловна.
— Как знать, мама, как знать, — произнесла Маша и посмотрела на часы.
— Ты куда-то опаздываешь? — спросила Елена Михайловна, — На часы смотришь.
— Сейчас приедут мои братья, — ответила Маша. — Я знала, что мне одной переубедить тебя не удастся. И поэтому я позвала их.
В это время к дому подъехали две машины. Приехали Пётр и Павел. Войдя в дом и поздоровавшись с мамой, они сразу обратили взгляды на старшую сестру.
— Сделала, что могла, — произнесла Мария. — Но... Увы. Маму не переубедить.
— Значит так, мама, — сказал Павел, — ты как хочешь, а только замуж выходить я тебе не позволю.
— Вот ещё новости, — удивлённо произнесла Елена Михайловна. — Как, интересно, ты собираешься это сделать?
— Придумаю что-нибудь, — ответил Павел. — Вариантов много. Ты меня знаешь, мама, я способен на всё. Если понадобится, я лягу на вашем пути к ЗАГСу. Не переступишь же ты через сына?
— Одумайся, мама, — произнёс Пётр, — одумайся, пока не поздно. Сейчас ещё всё можно исправить. Ну, хочешь, я поговорю с ним, и всё решу. Он кто? Дай мне его адрес. Вот увидишь, я всё сделаю правильно. Я съезжу к нему, и мы с ним обо всём...
— Я одного не пойму, дети, — не позволив договорить сыну, сказала Елена Михайловна, — чего вы все так всполошились по поводу моего замужества?
— Мама не понимает, — произнесла Мария, — я пыталась ей объяснить, но... Мои слова до неё не доходят. Попробуйте вы. Может, у вас лучше получится.
— Я не знаю, что тебе здесь наплела Маша, — сказал Пётр, — но всё намного проще. Я тебя понимаю, мама. Любовь, и всё такое. Всё понимаю. У меня тоже сейчас любовь есть. И у них — свои скелеты в шкафу, — он посмотрел на Машу и Павла. — Мы все очень хорошо тебя понимаем. Я тебе даже больше скажу. Вы любите друг друга и замечательно! Да! Потому что любовь — это чудесно! Но будьте же рассудительными. Да где это видано, чтобы сегодня люди вступали в брак только потому, что любят друг друга. Это просто смешно! Неужели, чтобы быть счастливыми, вам обязательно надо зарегистрировать свои отношения? Нет, конечно! Хотите быть вместе? Ну так и будьте вместе. Выберите себе любой город и живите счастливо. Хотите — в Москве, хотите, в Санкт-Петербурге наслаждайтесь жизнью. И делайте вы, что хотите, вам слова никто не скажет. И всё у вас будет замечательно. Все счастливы, и никаких браков.
— Мама! — произнёс Павел. — Я буду с тобой честен. Если ты выйдешь замуж, то не пройдёт и года, как вы вдвоём растратите всё твоё состояние.
— Почему вы так боитесь за моё состояние? — спросила Елена Михайловна.
— Мы боимся, что после твоего ухода нам ничего не останется, — ответил Пётр. — Не говоря уже о том, что и при жизни твоей нам уже меньше от тебя будет перепадать.
— Ну что за блажь, мама, в самом деле, — произнёс Павел. — Ведь всё сейчас так хорошо у всех нас. И вдруг на тебе. Решила замуж выйти.
— Ну мы тебя просим, мама, мы умоляем тебя, — сказала Мария, — ну, не выходи замуж.
— Вы напрасно тратите своё красноречие, дети, — сказала Елена Михайловна. — Это решённый вопрос. И изменить уже ничего нельзя. Я выхожу замуж за очень хорошего человека. Потому что люблю его и хочу быть его женой. Я поняла, какой образ жизни вы предлагаете нам, но мне он не подходит. Через месяц наша свадьба. Хотите вы того или нет.
— Мама, ты очень рискуешь, — произнесла Мария.
— Пусть так, — согласилась Елена Михайловна. — Жизнь порой заставляет идти на риск.
В течение этого месяца дети не прекращали попыток убедить свою маму не выходить замуж. Но у них ничего не вышло.
И мама вышла замуж.
«До сих пор я думала, — размышляла сама с собой Елена Михайловна, — что разводиться после 50-ти трудно. Дети и их страхи за своё будущее мешают. Но... Оказывается, выйти замуж намного сложнее. И причина та же. Дети и их опасение за своё будущее».
Как выяснилось позже, дети напрасно боялись, что в результате замужества их мама останется ни с чем, а они лишатся наследства. Всё вышло иначе. Елена Михайловна вышла замуж за человека, который намного богаче её, и у которого не было детей и внуков.
(Михаил Лекс. 17.03.2022) Буду рад лайкам и комментариям. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые истории.