Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Властелин колец: 8 спорных сценарных решений Питера Джексона

Оглавление

Кинотрилогия «Властелин колец», несомненно, является одной из величайших адаптаций книжного фэнтези. Потребовались годы планирования и подготовки (съёмочный график длился с 1999 по 2003 год), а сценарий регулярно менялся вплоть до финальной версии.

В целом Питер Джексон прекрасно справился со своей задачей. Разумеется, он внёс некоторые изменения, благодаря которым сказка смогла уместиться в формат фильма. Однако, некоторые сценарные изменения выглядят несколько сомнительными. Я всего лишь простой автор, но позвольте поделиться несколькими спорными, на мой взгляд, решениями легендарного режиссёра и сценариста.

Приятного чтения!

Атака варгов на Братство

Давайте честно – вряд ли какой сценарист смог бы включить во «Властелин колец» все книжные детали. Если бы ему это и удалось, то ценой дополнительного, четвёртого фильма. Увы, но одна из самых захватывающих сцен из первой книги была пропущена без видимой на то причины.

Во время путешествия Братства через Перевал Карадрас, они были вынуждены направиться к Вратам Мории. Во время поиска укрытия им послышался голос ветра. В фильме этим голосом был голос Сарумана, который призывал бурю, однако в книгах им стал вой варгов.

Братству пришлось отчаянно сражаться всю ночь. Они расправились со многими врагами, а в конце Гэндальф применил свою магию, озарив вершину горы потоком пламени и прогнав оставшихся варгов. Это столкновение стало одним из первых реальных испытаний Братства. Оно также показало нежелание Гэндальфа использовать магию из-за истощающего эффекта и лишнего внимания, моменты, которых Джексон практически не касается в трилогии.

Отношения Сарумана и Саурона

-2

Кристофер Ли безупречно сыграл злого волшебника Сарумана. Его представили как серьёзное препятствие для главных героев, но Питер Джексон лишил персонажа многих важных нюансов.

Фильмы показали Сарумана как ещё одного слугу Саурона, человека, который настолько погряз во зле, что готов выполнять любые приказы своего господина. В книгах же всё иначе. Саруман стал настолько могущественным и высокомерным, что посчитал себя достойным свернуть Саурона.

Если бы фильмы показали такого Сарумана, то получилась бы совершенно иная динамика. Его мотивация для нападения на Рохан отчасти была связана с отказом Гэндальфа помочь ему найти Единое кольцо. Зрители так и не увидели, как Саруман общался с Назгулами. В книгах они пришли к нему в поисках знаний, но Саруман отказал им во входе в Изенгард, вместо этого отправляя их за Гэндальфом.

Фарамир и Осгилиат

-3

Киноверсия Фарамира скорее была сюжетным винтиком, чем интересным персонажем. Питер Джексон использовал его лишь для того, чтобы показать отчаянное положение Гондора, и по сути его представили как более слабую и менее способную версию своего брата, Боромира.

В фильме он безропотно выполняет приказы отца, но без особого успеха. Он проваливает защиту Осгилиата, а затем предпринимает непродуманную и неудачную попытку вернуть его. Драматичная и впечатляющая сцена, но она показала Фарамира в плохом свете.

В книгах он проводит дни, сражаясь в Осгилиате. Читатели узнают об этом из уст Пиппина, который наблюдает за происходящим со стен Минас-Тирита. Он слышит отрывочные новости от возвращающихся в город людей, и в конце концов узнает, что Фарамир остался и возглавил арьергард. Всё это происходит ночью, и единственными признаками битвы являлись тысячи факелов орков и отчаянные крики.

В итоге Денетор разрешил отряду всадников выехать из города, но вернувшийся Фарамир был тяжело ранен Назгулом.

Фарамир и Кольцо

-4

К слову, раз уж мы начали обсуждать Фарамира, то давайте разберём ещё один важный момент. После того, как он захватил Фродо и Сэма, он попал под влияние Единого Кольца. В попытке отнести Кольцо отцу он почти повторил судьбу своего брата. Это помогает нагнать напряжение на сюжет, но немного идёт в разрез с тем, что было в книгах.

Там Фарамир показал в лучшем свете. Он понимает, что Фродо несёт опасный предмет, и он оказался достаточно умён для понимания, что его лучше не использовать ради победы, и в итоге Фарамир позволил Фродо и Сэму уйти.

Понятно, почему Джексон решил изменить характер Фарамира, но это привело к тому, что Гондор стал казаться менее сильным, чем он был на самом деле. Фарамира следовало представить как последнюю надежду людей (до прихода Арагорна), но в итоге его просто показали слабаком.

Эомер

-5

Эомер в фильмах был фактически комбинацией двух книжных персонажей. Казалось бы, от этого он должен был только выиграть, но получилось наоборот.

Эркенбранд был маршалом Вестфолда и отвечал за оборону от сил Сарумана. Его люди были рассеяны после битвы на Изенских бродах, но Гэндальф собрал их, чтобы помочь при осаде Хельмовой пади. В фильме этот подсюжет ушёл в сюжет об Эомере, но это привело к тому, что тот отсутствовал большую часть второго фильма.

В книгах он был заключён Теодоном в тюрьму, а не изгнан. После прибытия Гэндальфа он оказывается на свободе и становится частью людей Рохана у Хельмовой пади. Во время битвы у него завязывается дружба с Арагорном, и они вдвоём защищали Глубинную стену, а не эльфы, но об этом далее…

Элронд и Арагорн

-6

Питер Джексон сделал очень странный выбор, заставив Элронда неохотно принять Арагорна как Короля людей. В итоге он всё-таки соглашается, но с очень большим скепсисом.

Элронд считается одним из мудрых персонажей этой истории. Он понимает, что эльфы близки к своему закату, а гномы не могут помочь. Он и Гэндальф, по сути, замышляют вернуть Арагорна на пост короля Гондора как последнюю надежду Средиземья. Без сильного короля в Гондоре не было бы надежды сдержать силы Саурона, пока Братство занимается уничтожением Кольца. Арагорн должен был дойти только до Гондора, где он и Боромир должны были отправиться в Минас-Тирит и возглавить оборону.

В фильмах этот сюжет практически исключён. Повествование сосредоточено только на уничтожении Кольца, что делает Элронда не таким мудрым, какой он есть на самом деле.

Принц Имрахиль

-7

Питер Джексон не включил в экранизацию ряд персонажей. В большинстве случаев это имело смысл, поскольку они были незначительны для сюжета. Однако, один из персонажей оказался незаслуженно исключён.

Одна из самых тёплых сцен «Возвращения короля» – зажжение маяков Гондора. Это был сигнал для Рохана взяться за оружие и отправиться на помощь Минас-Тириту. В книгах этот призыв распространялся не только на Рохан.

К югу от Минас-Тирита находится замок Дол Амрот, которым правил принц Имрахил. Он – дядя Боромира и Фарамира, но, как говорят, происходил из эльфов. Он ответил на призыв и привёл с собой роту рыцарей Лебедя, самых элитных воинов во всём Гондоре. В книгах он сыграл важную роль – спас Фарамира, а затем вместе с Гэндальфом возглавил оборону города. После он успел помочь и Эомеру. По сути, это один из самых крутых персонажей, и жаль, что фильмы обошли его стороной.

Эльфы в Хельмовой пади

-8

Одним из самых спорных моментов все трилогии стало включение эльфов в оборону Хельмовой пади. Да, справедливости ради отмечу, что это внесло разнообразие в битву. Появление эльфов было эпичным, а наблюдать, как сотни стрел падают на головы урук-хаев, было приятно. Но…

В «Братстве» стало понятно, что эльфов нет сил противостоять Саурону. Вместо этого они выступают в роли советников, предлагая мудрость и понимание. Весь упор делался на Королевства людей, и именно им была отведена роль последней надежды. По этой причине кучка эльфов, прибывшая на защиту Хельмовой пади, выглядела эффектно, но не очень соответствовала тому, что Питер Джексон уже успел рассказать.

Это также привело к снижению значимости сил Рохата. Джексон сделал вид, что Рохан был неподготовлен и слишком слаб для самостоятельной защиты. В книге же силы Рохана успешно сражались с Изенгардом, и Хельмова падь была полна храбрых защитников.