Тема: Аккустико-мнестическая афазия. Первый этап восстановления
Цели:
Познакомить с упражнениями для первого этапа восстанлвдение при аккустико-мнестической афазии.
1. Рассматривание предметных картинок. Больному даётся набор предметных картинок и предлагается их рассмотреть. Далее обучающий вслух озвучивает названия картинок. Затем просит больного показать названный предмет. Затем предлагает рассмотреть подписи к картинкам, читает их. В результате предлагает больному разложзить подписи под картинки.
У меня есть картинки: лестница, холодильник, светофор, ножницы. Называем каждую картинку. Далее читаем подписи. А теперь раскладываем подписи под картинки.
Можно работать с любыми парами, например:
ТУФЛИ – СОБАКА;
КАСТРЮЛЯ – ЛАМПА;
ТУМБОЧКА – ЧАСЫ;
СВИТЕР – СКАМЕЙКА;
ВОРОНА – ГИТАРА;
ВАЗА – ГАЗЕТА.
2. Рассматривание недорисованных картинок. Посмотрите на картинки. Догадайтесь, что на них нарисовано. Здесь также можно взять любые картинки. Половину картинки можно просто закрыть.
Рекомендованные картинки: дом, чайник, телевизор, лестница, кастрюля, часы, халат.
3. Выполнение простых речевых инструкций, связанных с бытовыми действиями.
В этом упражнении обучающий даёт ученику простые инструкции, каждый раз называя его по имени.
- Саша, сядь, встань, подними правую руку, возьми карандаш.
Если больной в течение 5-7 секунд не выполняет инструкцию, то нужно выполнить её вместе с ним: посадить, поднять его правую руку, взять карандаш. Не забывайте поддерживать больного похвалой. Такая работа продолжает до тех пор, пока не дойдёт до автоматизма. Но каждый раз поощрения звучать не должны. Нужно стимулировать человека выполнять инструкции самостоятельно, а поощрять похвалой только за движение вперёд.
Во время занятия обучающий должен сидеть непосредственно перед больным. Стул стоит за спиной. Предметы для работы лежат на столе перед больным. Если у больного упорно не получается выполнение какого-либо действия, то его стоит отложить. Постепенно расстояние между больным и инструктором необходимо увеличивать, так же как и количество предметов, а задания усложнять, например: «Возьми ручку. Положи ручку и возьми кружку».
4. Анкетные данные для больных аккустико-мнестической афазией представляют жизненную необходимость и трудность одновременно. Анкетным данным следует обучить больного в первые дни после инсульта. Человек можейт пойти на улицу, заблудиться и никто не поможет ему просто потому, что не узнают, как это сделать.
Сначала учим имя. Показывая на человека пальцем, говорим: «Ты — Саша». Далее, показываете на себя и говорите: «Я - Вера». Потом показываете пальцем его руки на него и повторяете его имя. Когда имя будет усвоено, добавляете фамилию. Теперь уже произносите ипмя и фамилию вместе. Потом добавляете отчество. Очень важен домашний адрес. Можно выйти на улицу, показать на табличку на доме и назвать адрес. Можно показать свой дом на фотографии и назвать адрес. Каждый раз повторяете, что больной живёт по адресу такому-то.
5. Запоминание имён собственных. Сосредоточьте внимание на человеке. Это может быть фотография. Назовите его имя. Смотря на человека или фотографию, повторите имя несколько раз. Обратитесь к собеседнику по имени, например: «Как дела, Александр?» Постарайтесь обратить внимание больного на существенные детали внешности, например: на волосы, глаза, родинку и прочее. Придумайте ассоциацию для имени или человека. Например: Александр — полководец, внешность — красавчик, лысый или другое. Произнесите имя с закрытыми глазами и постарайтесь представить человека, которого так зовут.
Так нужно постепенно пройти всех родственников, затем знакомых и друзей. Сначала работают с самыми близкими людьми, которые окружают в повседневной жизни. Затем переходят к более дальним. Периодически стоит возвращаться к фотографиям и повторять имена людей.
6. Работа с сюжетными картинками предполагает развитие внимания. Возьмём картинку на тему «Кухня». Для начала просим внимательно рассмотреть картинку и по возможности назвать все предметы, которые на ней есть. Можно называть их вместо больного, но каждый раз, указывая на предмет, просить его повторить.
- Предлагает больному набор предметных картинок, например, посуда и мебель, и просим разместить эти предметы на картинке.
- Далее можно предложить серию предметных картинок на тему «Кухня» и предложить разложить их на три стопки. В конце обязательно проговорить обобщающие слова, например: посуда, мебель, бытовая техника.
7. Работа с пнредметной картинкой. Здесь важно выделить детали. Ярким примером работыс предметной картинкой может быть рассматривание дерева и название его частей. Можно предложить больному карточки с названием частей дерева и попросить обозначить части дерева карточкой.
8. Запоминание геометрических фигур.
Начинаем работу с треугольника. Выделяем его основные признаки: три угла, три стороны, три вершины. Обязательно показываем эти части на фигуре и просим больного показать их самостоятельно:
- Сколько в треугольника углов? Покажи их.
- Сколько у треугольника сторон?
- Сколько у треугольника вершин?
Затем переходим к четырёхугольнику и повторяем работу с ним. Желательно расмотреть ещ1 фигуры с 5 и 6 углами.
- Далее сравниваем длины стороны. Вводим понятия «больше», «меньше», «равны». Сравнивать длины сторон можно простым наложением. Обязательно отрабатываем зависимость: если сторона треугольника больше стороны четырёхугольника, то сторона четырёхугольника меньше стороны треугольника.
Далее сравниваем стороны одной фигуры. Выясняем, что стороны могут быть одинаковыми или нет. Далее сравниваем стороны квадрата. Выясняем, что они одинаковые, даём определение квадрата. Сравниваем стороны прямоугольника, выясняем, что они попарно равны и даём определения прямоугольника.
Рассматриваем круг. Выясняем, что у него нет углов. Измеряем расстояние от центра до любой точки окружности. Выясняем, что они одинаковые. Даём определение окружности и круга.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Yhvg_xa0B36pHtFm
Следующий урок:https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/623cddabb7aded0defccbacf/edit
Видео -урок можно посмотреть по ссылке:https://dzen.ru/video/watch/6634efe0d8a8ec2d7c940568?clid=1400&rid=181731768.838.1716365403991.24727&collection=author%3A8fd2614a-4502-4e10-bb82-a38436dfe9e1&order=reverse&t=1
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.