Когда мир сходит с ума и люди совершают "крестовые походы" по товарным рядам, довольно сложно не поддаться панике и сохранить трезвый рассудок. Но у меня есть методы, которые помогают мне держать тело в тонусе, а голову в порядке. Один из них — смотреть красивые и интересные фильмы, снятые на основе книг. Я не слежу за сюжетом, мне не важно, как играет актерский состав, подходят ли роли, характеры. Это все мелькает на заднем плане. Для меня важен антураж. Декорации, костюмы, детали зданий, мебель в доме, обивка кресла, цветы на подоконнике, посуда на столе, склянки на туалетном столике.
"Ход королевы" — драматический сериал, основанный на романе Уолтера Тевиса.
Художник-постановщик Ули Ханиш при создании съёмочных площадок вдохновлялся эстетикой 1950-х и 1960-х годов. Основная часть сериала была снята в Берлине, поскольку расположенные там здания идеально подходили для большинства локаций сериала.
В этом отеле снимали сцены встречи Бет с Василием Борговым, молодым советским вундеркиндом Григорием Гиревым.
Места съёмок, расположенные в Берлине и его окрестностях, включали кинотеатр Kino International, Берлинский зоопарк, универмаг подержанной одежды Humana, замок Шульцендорф (приют для девочек Метуэн), ратушу Шпандау (гостиница в Цинцинатти), выставочный зал Палас ам Функтурм (гостиница Mariposa в Лас-Вегасе), Протестантский университет прикладных наук (чемпионат США в Огайо), Музей Боде (сцена в баре парижской гостиницы), Карл-Маркс-аллее (экстерьер московской гостиницы); заключительная сцена прогулки Бет в Москве была снята на площади Розенгартен и на Карл-Маркс-Аллее. «Медвежий зал» старой берлинской мэрии был использован для съемок сцен московского турнира.
В фильме декорации очень грамотно контрастируют друг с другом. Я подметила такую особенность в самом начале. Жуткая обстановка приюта, куда маленькую Бет привезли после смерти мамы напомнила мне школы и пансионаты эпохи королевы Виктории. Помните эти темные, жуткие коридоры с ароматом плесени и сырости. Страшные подвалы, сумрак, тени на потолках. После приюта Бет попадает в семью, приличную на вид, но прогнившую внутри. Обстановка дома в стиле шебби шик, с рюшами и красивыми цветастыми занавесками, покрывалами и стенами. Вся эта какофония красок и обилие элементов после серого приютского интерьера притягивает внимание. Хочется рассматривать детали на стоп-кадрах.
Интерьер гостиничных комнат в стиле mid-century modern. Оливково-зеленые оттенки, геометрический рисунок на стенах и обивке мебели, столы на тонких ножках...и магазины одежды, которые создают впечатление универмагов эпохи СССР.
Еще одно яркое противопоставление касается самой игры. Первые кадры, где Бет знакомится с шахматами. Подвал приюта. Угрюмый охранник, который пьет виски, играет сам с собой, без тени улыбки на лице...одинокая лампочка, еле освещающая помещение, ржавые трубы, пыль и бардак. И резкая смена обстановки. Светлые помещения, добротная мебель, стильная одежда, молодые мужчины.
Но на интерьере контрасты не заканчиваются. Одежда Бет Хармон заставляет трепетать мое педантичное сердце еще больше.
В начале статьи я упомянула, что художник по костюмам Габриэль Биднер создала целый фильм в фильме. При помощи нарядов она протянула еще одну сюжетную линию, которую не трудно заметить, если внимательно следить за сменой костюмов.
"Моя задача — посредством одежды рассказать историю персонажа, и, конечно, я всегда отталкиваюсь в первую очередь от сценария"
В интервью журналу Vogue, Габриэль раскрыла некоторые тайны подбора костюмов для сериала.
Для художницы, в послужном списке которой значатся такие картины, как «В краю крови и меда» (2011) Анджелины Джоли и номинированная на «Оскар» драма «Работа без авторства» (2018), отправной точкой в работе над сериалом стали сами шахматы: «Мне было важно понять, какие характерные черты присущи шахматистам и что делает их интересными людьми». Биндер начала изучать моду того периода и создала костюмы, которые отражают влияние ключевых дизайнеров 1960-х вроде Андре Куррежа, а также выдающихся икон поп-культуры в лице Джин Сиберг и Эди Седжвик, по чьим стопам пошла Тейлор-Джой (Бет Хармон).
Контрастность клетки хорошо подчеркивает игру в шахматы и характер героини. С 9 лет, когда она в первый раз попробовала вкус азарта, победы, Бет решительно не признавала поражений. Она всегда четко знала, чего хочет и как добиться результата. Один за другим сдавались мастера с высоким рангом в шахматных турнирах и чемпионы. В шахматах нельзя позволить противнику угадать твой следующий ход. "Контрастность клетки символизирует нюансы этой игры — важно быть решительным и руководствоваться принципом «все или ничего». Мне кажется, какой-нибудь цветочный принт не смог бы этого передать".
Я заметила "клеточный сюжет" в одежде в кадре, где Бет в первый раз приходит в магазин с Альмой (опекун). Она видит сарафан, где кроме принта, привлекает внимание расположение пуговиц на блузе. Бет до этого момента носила странные холщевые платья, потом Альма выбрала ей безликий сарафан и серое пальто, но Бет инстинктивно искала свой стиль, и манекен стал первой иконой, проводником в мир моды.
Платье, в котором Бет появляется на парижском турнире, — мое любимое. Оно очень похоже на платья Пьера Кардена и несет в себе особую элегантность, которой в наши дни уже нет.
Клетчатое пальто — очень самобытная вещь. К юбке или блузе нужно подбирать сочетание, а пальто — не требует к себе партнеров. В фильме пальто появилось ближе к концу, когда героиня приехала в Москву за победой над главным соперником. Отсыл к модельеру Андре Куррежу. Он использовал красно-белую крупную шахматную клетку как символ агрессивности.
В последней сцене Бет одета в белый тотал-лук: пальто, брюки, головной убор. Конечно, идея была в том, чтобы показать ее королевой шахмат, а вместе с тем и всего мира.
350-страничный роман Тевиса перенесен на экраны без спешки, в оригинальном авторском темпе, позволяющем погрузиться в жизнь героини и подробности ее неровного взросления; логика повествования в «Ходе королевы» не вызывает вопросов, и действие вьется в хорошем смысле извилисто, как бежит тропинка к речке в детских воспоминаниях. Все это, в совокупности с прекрасным визуальным рядом делает экранизацию Уолтера Тевиса одной из самых конкурентных историй, вышедших на Netflix в 2020 году.