Найти в Дзене
Mne_ne_skuchno

Яркие образы шахматной королевы.

Ход королевы. 2020.
Ход королевы. 2020.

Когда мир сходит с ума и люди совершают "крестовые походы" по товарным рядам, довольно сложно не поддаться панике и сохранить трезвый рассудок. Но у меня есть методы, которые помогают мне держать тело в тонусе, а голову в порядке. Один из них — смотреть красивые и интересные фильмы, снятые на основе книг. Я не слежу за сюжетом, мне не важно, как играет актерский состав, подходят ли роли, характеры. Это все мелькает на заднем плане. Для меня важен антураж. Декорации, костюмы, детали зданий, мебель в доме, обивка кресла, цветы на подоконнике, посуда на столе, склянки на туалетном столике.

Образы героини фильма "Ход королевы". Художник по костюмам Габриэль Биднер выстроила целую тайную философию, чтобы показать взросление Бет, ее страсть к шахматам и утонченный вкус к красивой жизни.
Образы героини фильма "Ход королевы". Художник по костюмам Габриэль Биднер выстроила целую тайную философию, чтобы показать взросление Бет, ее страсть к шахматам и утонченный вкус к красивой жизни.

"Ход королевы"  — драматический сериал, основанный на романе Уолтера Тевиса.

Художник-постановщик Ули Ханиш при создании съёмочных площадок вдохновлялся эстетикой 1950-х и 1960-х годов. Основная часть сериала была снята в Берлине, поскольку расположенные там здания идеально подходили для большинства локаций сериала.

Кадр из фильма. Отель Ацтек Палас. Мехико.  На самом деле — шоу-театр в Берлине, который называется Фридрихштадтпаласт. Фойе театра выполнен в восточном стиле. Это монументальное здание сохранилось с 1919 года. Сегодня — один из крупных театров Европы. Первая встреча Бет Хармон с русскими шахматистами.
Кадр из фильма. Отель Ацтек Палас. Мехико. На самом деле — шоу-театр в Берлине, который называется Фридрихштадтпаласт. Фойе театра выполнен в восточном стиле. Это монументальное здание сохранилось с 1919 года. Сегодня — один из крупных театров Европы. Первая встреча Бет Хармон с русскими шахматистами.
 «Фридрихштадтпаласт» является самой крупной и современной театральной сценой Европы. Новый Friedrichstadt-Palast открылся для зрителей 27 апреля 1984 года. Его размер составляет 80 метров в ширину, 110 метров в длину с общей площадью 195 000 м².
«Фридрихштадтпаласт» является самой крупной и современной театральной сценой Европы. Новый Friedrichstadt-Palast открылся для зрителей 27 апреля 1984 года. Его размер составляет 80 метров в ширину, 110 метров в длину с общей площадью 195 000 м².

В этом отеле снимали сцены встречи Бет с Василием Борговым, молодым советским вундеркиндом Григорием Гиревым.

-5

Места съёмок, расположенные в Берлине и его окрестностях, включали кинотеатр Kino International, Берлинский зоопарк, универмаг подержанной одежды Humana, замок Шульцендорф (приют для девочек Метуэн), ратушу Шпандау (гостиница в Цинцинатти), выставочный зал Палас ам Функтурм (гостиница Mariposa в Лас-Вегасе), Протестантский университет прикладных наук (чемпионат США в Огайо), Музей Боде (сцена в баре парижской гостиницы), Карл-Маркс-аллее (экстерьер московской гостиницы); заключительная сцена прогулки Бет в Москве была снята на площади Розенгартен и на Карл-Маркс-Аллее. «Медвежий зал» старой берлинской мэрии был использован для съемок сцен московского турнира.

Кадр из фильма. Встреча Бет Хармон с журналистом и фотографом Таунсом.  Таунс ее первая любовь.
Кадр из фильма. Встреча Бет Хармон с журналистом и фотографом Таунсом. Таунс ее первая любовь.

В фильме декорации очень грамотно контрастируют друг с другом. Я подметила такую особенность в самом начале. Жуткая обстановка приюта, куда маленькую Бет привезли после смерти мамы напомнила мне школы и пансионаты эпохи королевы Виктории. Помните эти темные, жуткие коридоры с ароматом плесени и сырости. Страшные подвалы, сумрак, тени на потолках. После приюта Бет попадает в семью, приличную на вид, но прогнившую внутри. Обстановка дома в стиле шебби шик, с рюшами и красивыми цветастыми занавесками, покрывалами и стенами. Вся эта какофония красок и обилие элементов после серого приютского интерьера притягивает внимание. Хочется рассматривать детали на стоп-кадрах.

Кадр из фильма. Бет дает интервью для журнала.
Кадр из фильма. Бет дает интервью для журнала.
Первый день в новом доме. Некоторые сцены сериала были сняты в Канаде; в августе 2019 года съёмки проходили в Кеймбридже, провинция Онтарио. Например, дом приёмной семьи Хармон находится на Брэнт-роуд, 15, в Кеймбридже.
Первый день в новом доме. Некоторые сцены сериала были сняты в Канаде; в августе 2019 года съёмки проходили в Кеймбридже, провинция Онтарио. Например, дом приёмной семьи Хармон находится на Брэнт-роуд, 15, в Кеймбридже.
Стены меня особенно радовали. Я люблю цветочный орнамент. Кстати, в фильме очень хорошо уравновесили обилие цветов в интерьере с отсутствием их в одежде.
Стены меня особенно радовали. Я люблю цветочный орнамент. Кстати, в фильме очень хорошо уравновесили обилие цветов в интерьере с отсутствием их в одежде.

Интерьер гостиничных комнат в стиле mid-century modern. Оливково-зеленые оттенки, геометрический рисунок на стенах и обивке мебели, столы на тонких ножках...и магазины одежды, которые создают впечатление универмагов эпохи СССР.

Сцена из фильма. Один из любимых кадров.
Сцена из фильма. Один из любимых кадров.
-11

Интерьеры из фильма вдохновили Изабель Лэдд и Люси Джонс. Они оформили отель 21c Museum Hotel Lexington в духе атмосферы  шахматной драмы. Штат Кентукки.
Интерьеры из фильма вдохновили Изабель Лэдд и Люси Джонс. Они оформили отель 21c Museum Hotel Lexington в духе атмосферы шахматной драмы. Штат Кентукки.

Первое платье, купленное на деньги от турнира. Магазин в Кентукки.
Первое платье, купленное на деньги от турнира. Магазин в Кентукки.
-14

Еще одно яркое противопоставление касается самой игры. Первые кадры, где Бет знакомится с шахматами. Подвал приюта. Угрюмый охранник, который пьет виски, играет сам с собой, без тени улыбки на лице...одинокая лампочка, еле освещающая помещение, ржавые трубы, пыль и бардак. И резкая смена обстановки. Светлые помещения, добротная мебель, стильная одежда, молодые мужчины.

-15
В фильме и в книге охранник мистер Шейбел, описание подвала, идентичны. Я была удивлена, что повествование ведется по сюжету книги. Обычно сценарий переписывают, чтобы создать более динамичную картину, захватывающие кадры.
В фильме и в книге охранник мистер Шейбел, описание подвала, идентичны. Я была удивлена, что повествование ведется по сюжету книги. Обычно сценарий переписывают, чтобы создать более динамичную картину, захватывающие кадры.
-17

-18

Но на интерьере контрасты не заканчиваются. Одежда Бет Хармон заставляет трепетать мое педантичное сердце еще больше.

В начале статьи я упомянула, что художник по костюмам Габриэль Биднер создала целый фильм в фильме. При помощи нарядов она протянула еще одну сюжетную линию, которую не трудно заметить, если внимательно следить за сменой костюмов.

-19

"Моя задача — посредством одежды рассказать историю персонажа, и, конечно, я всегда отталкиваюсь в первую очередь от сценария"

В интервью журналу Vogue, Габриэль раскрыла некоторые тайны подбора костюмов для сериала.

Для художницы, в послужном списке которой значатся такие картины, как «В краю крови и меда» (2011) Анджелины Джоли и номинированная на «Оскар» драма «Работа без авторства» (2018), отправной точкой в работе над сериалом стали сами шахматы: «Мне было важно понять, какие характерные черты присущи шахматистам и что делает их интересными людьми». Биндер начала изучать моду того периода и создала костюмы, которые отражают влияние ключевых дизайнеров 1960-х вроде Андре Куррежа, а также выдающихся икон поп-культуры в лице Джин Сиберг и Эди Седжвик, по чьим стопам пошла Тейлор-Джой (Бет Хармон).

Первое платье Бет. Принт в клетку и шахматное расположение пуговиц на блузе.
Первое платье Бет. Принт в клетку и шахматное расположение пуговиц на блузе.

Контрастность клетки хорошо подчеркивает игру в шахматы и характер героини. С 9 лет, когда она в первый раз попробовала вкус азарта, победы, Бет решительно не признавала поражений. Она всегда четко знала, чего хочет и как добиться результата. Один за другим сдавались мастера с высоким рангом в шахматных турнирах и чемпионы. В шахматах нельзя позволить противнику угадать твой следующий ход. "Контрастность клетки символизирует нюансы этой игры — важно быть решительным и руководствоваться принципом «все или ничего». Мне кажется, какой-нибудь цветочный принт не смог бы этого передать".

Я заметила "клеточный сюжет" в одежде в кадре, где Бет в первый раз приходит в магазин с Альмой (опекун). Она видит сарафан, где кроме принта, привлекает внимание расположение пуговиц на блузе. Бет до этого момента носила странные холщевые платья, потом Альма выбрала ей безликий сарафан и серое пальто, но Бет инстинктивно искала свой стиль, и манекен стал первой иконой, проводником в мир моды.

Платье, в котором Бет появляется на парижском турнире, — мое любимое. Оно очень похоже на платья Пьера Кардена и несет в себе особую элегантность, которой в наши дни уже нет.

В платье акцентная клетка как на  доске.  Бет Хармон в интервью сказала, что шахматная доска — мир, в котором она ничего и никого не боится. Шахматы для Бет — форма эскапизма, "Нарния, в которой она спасается от неприглядной реальности". Не удивительно, что она окружает себя клеткой везде.  Защитный шлем, колпак, который оберегает ее от гендерного унижения (женщины не могут побеждать мужчин), от одиночества, предательства.
В платье акцентная клетка как на доске. Бет Хармон в интервью сказала, что шахматная доска — мир, в котором она ничего и никого не боится. Шахматы для Бет — форма эскапизма, "Нарния, в которой она спасается от неприглядной реальности". Не удивительно, что она окружает себя клеткой везде. Защитный шлем, колпак, который оберегает ее от гендерного унижения (женщины не могут побеждать мужчин), от одиночества, предательства.
Футуристические наряды Пьера Кардена опередили время. И все еще остаются популярными. Мне нравится простой крой, "элегантная геометрия" и приталенный силуэт — ода женственности и красоте. У меня в студенческие годы было такое платье. Не Пьер Карден конечно, но я носила его долго. Универсальное и практичное.
Футуристические наряды Пьера Кардена опередили время. И все еще остаются популярными. Мне нравится простой крой, "элегантная геометрия" и приталенный силуэт — ода женственности и красоте. У меня в студенческие годы было такое платье. Не Пьер Карден конечно, но я носила его долго. Универсальное и практичное.
Клетчатое пальто на Бет Хармон. Кадры московского турнира.
Клетчатое пальто на Бет Хармон. Кадры московского турнира.

Клетчатое пальто — очень самобытная вещь. К юбке или блузе нужно подбирать сочетание, а пальто — не требует к себе партнеров. В фильме пальто появилось ближе к концу, когда героиня приехала в Москву за победой над главным соперником. Отсыл к модельеру Андре Куррежу. Он использовал красно-белую крупную шахматную клетку как символ агрессивности.

Андре Курреж. Клетка — строгая, дерзкая, церемонная, респектабельная, цветная, чёрно-белая, какая угодно, но только не устаревшая. Есть в мире вечные ценности, и клетка — одна из них.
Андре Курреж. Клетка — строгая, дерзкая, церемонная, респектабельная, цветная, чёрно-белая, какая угодно, но только не устаревшая. Есть в мире вечные ценности, и клетка — одна из них.

В последней сцене Бет одета в белый тотал-лук: пальто, брюки, головной убор. Конечно, идея была в том, чтобы показать ее королевой шахмат, а вместе с тем и всего мира.

-25

350-страничный роман Тевиса перенесен на экраны без спешки, в оригинальном авторском темпе, позволяющем погрузиться в жизнь героини и подробности ее неровного взросления; логика повествования в «Ходе королевы» не вызывает вопросов, и действие вьется в хорошем смысле извилисто, как бежит тропинка к речке в детских воспоминаниях. Все это, в совокупности с прекрасным визуальным рядом делает экранизацию Уолтера Тевиса одной из самых конкурентных историй, вышедших на Netflix в 2020 году.