Многие российские монархи были любвеобильными мужчинами - заводили любовниц и имели внебрачных детей. Николаю I приписывают 9 незаконных отпрысков, Александру I - 11, Александру II - 12.
Говоря о внебрачных детях - бастардах, часто приходится использовать выражение "по слухам". Тут уж ничего не поделаешь - обычно Романовы старались сохранить свои грехи в тайне, так что данных, подтверждённых документами, очень мало.
А первые слухи относятся к Алексею Михайловичу. У этого благочестивого царя в двух браках было 16 детей. Казалось бы - вполне достаточно. Но молва приписала ему одного внебрачного ребёнка - Ивана Мусина - Пушкина.
Отец Ивана - Алесей Мусин-Пушкин - служил при царе комнатным стольником. Соответственно, жена стольника - Ирина - могла быть знакома с монархом.
Когда Ивану Мусину-Пушкину было 14 лет, его мать угодила в опалу - её сослали вместе с родственниками. Возможно, потому, что она много болтала о происхождении сына. С другой стороны, причина опалы могла быть какой угодно.
А вот при Петре I Мусин-Пушкин (сводный брат?) сделал неплохую карьеру - стал графом, сенатором, президентом коллегии.
Говорили, что сам Петр I не был уверен в своём происхождении: в его отцы, помимо Алексея Михайловича, записывали разных людей, включая патриарха Иоакима. По легенде, однажды в подпитии Пётр, показывая на Мусина-Пушкина, заявил:"Вот он - точно сын моего отца". Но это всего лишь легенда.
Кроме того, первый российский император частенько называл Мусина-Пушкина "братцем". Но проблема в том, что "братцем" Пётр называл и других соратников, например Александра Меншикова. Но никто по этому поводу не утверждает, что Меншиков - царский сын.
В общем, серьёзных оснований обвинять Алексея Михайловича в грехе нет. Зато его сын - Пётр I - в любовных связях был крайне неразборчив.
Первую жену царь заточил в монастырь , а в 1712 году женился во второй раз - на Екатерине I. Но их старшие дети - Анна и Елизавета - родились до свадьбы. Поэтому этих дочерей тоже можно считать незаконнорожденными. Что, впрочем, не помешало Елизавете Петровне взойти на престол.
Помимо двух жён, у Петра I были и случайные связи, и постоянные любовницы, самая известная из которых - Анна Монс. Не всегда жизнь царских любовниц оказывалась счастливой. Например, Марию Гамильтон царь казнил - она убила своего ребёнка, рождённого от денщика Ивана Орлова.
Иногда пишут, что император наплодил невероятное количество бастардов - до ста человек. Правда, ни про одного из них нельзя с определённостью сказать, что это был ребёнок Петра I.
Евдокия (Авдотья) Ржевская стала царской любовницей в совсем юные годы. Пётр I называл её "бой-бабой" и выдал замуж за офицера Григория Чернышова. Это вовсе не означало, что царь прекратил с ней любовную связь.
"У Евдокии родилось от царя четыре дочери и три сына; по крайней мере, его называли отцом этих детей, - писал историк Казимир Валишевский. - Но, принимая во внимание чересчур легкомысленный нрав Евдокии, отцовские права Петра были более чем сомнительны".
Нрав Евдокии действительно был далёк от христианского идеала. От неё Пётр I заразился дурной болезнью, после чего приказал Чернышёву:"Пойди и выпори Авдотью".
Мы не знаем, исполнил ли муж рогоносец приказание царя, но карьеру он сделал блестящую: занимал важные посты, а при Елизавете Петровне получил графский титул.
Сыновья Авдотьи Чернышевой тоже не затерялись: Пётр стал видным дипломатом, Захар возглавлял Военную коллегию, а Иван дослужился до генерала-фельдмаршала по флоту.
В 1720-е годы в любовницах Петра I ходила Мария Кантемир, дочь молдавского господаря. Французский посол Кампредон уверял, что император хотел развестись с Екатериной и жениться на Марии, "если девушка эта родит сына".
А дальше следует детективная история. Мария Кантемир была беременна от царя. Екатерина, жена Петра I, сильно встревожилась и послала к Марии своего врача Георгия Поликалу.
Коварный доктор сделал какие-то нехорошие вещи, после чего у Кантемир случился выкидыш. По другим данным, она родила мёртвого ребёнка. По третьим - родила живого, но он сразу же умер.
Так или иначе, Пётр I остался с женой, но без наследника престола мужского пола. А Мария Кандемир, прожившая до 1757 года, так и не вышла замуж.
Среди тех, кого называют детьми Петра I, есть два очень известных человека - великий полководец Пётр Румянцев и великий учёный Михаил Ломоносов.
Оба пошли в гору во время правления Елизаветы Петровны, их сводной сестры, если верить версии об отцовстве Петра I. Впрочем, поверить в эту версию можно только с большим трудом. Румянцев был похож на императора внешне, а Ломоносов родился в тех краях, где бывал Пётр I. Для доказательства отцовства, честно говоря, маловато.
После смерти Петра I началась эпоха женского правления. Любовные связи императриц, их многочисленные фавориты - это отдельная и неисчерпаемая тема. Которой мы касаться не будем, ограничившись амурными похождениями монархов-мужчин.
Заметим лишь, что происхождение Павла I окутано завесой тайны. Екатерина II в воспоминаниях прозрачно намекает, что отцом Павла был её любовник Сергей Салтыков.
Но всё же более вероятно, что отец Павла I - Пётр III, а сам он правнук Петра I. По крайней мере, этот император любил женщин не менее пылко, чем его прадед.
Первая жена Павла - Наталья Алексеевна - умерла при родах. Вторая - родила 10 детей, двое из которых Александр и Николай - стали императорами.
С определённого момента отношения Павла I с женой испортились. И он, как подобает монарху, завёл себе любовниц. Сначала в фаворитки выбилась Екатерина Нелидова, а потом Анна Лопухина. Обе, надо сказать, не были красавицами. Нелидова - "маленькая некрасивая брюнетка", Лопухина - "невысокого роста, дурно сложена и без грации в манерах"
Но первый сексуальный опыт случился у Павла I ещё до женитьбы. В 1771 году Павел Петрович серьёзно заболел. Говорили, что он вообще не поправится.
Екатерина II пришлось задуматься о наследнике. Да, у неё был сын Алексей Бобринский, рождённый от Григория Орлова. Но провозгласить бастарда наследником престола - это было слишком даже для Северной Семирамиды.
В итоге Павел выздоровел. Но Екатерина сомневалась, что он после перенесённой болезни сможет зачать ребёнка. И решила проверить это опытным путём. 17-летнего великого князя свели (по другому и не скажешь) с 25-летней вдовой Софьей Ушаковой.
Оказалось, что Павел вполне состоятелен как мужчина. Софья родила сына, которого назвали Семёном Великим.
Ушакову выдали замуж за обер-камергера Петра Разумовского, а ребёнка хотела взять на воспитание Екатерина II, но в конце концов всё-таки отдала его матери. Семён окончил закрытую Петропавловскую школу, а затем Морской кадетский корпус. Стал флотским офицером, участвовал в войне со шведами.
В 1893 году Семёна отправили в Лондон, в распоряжении посла Воронцова. Россия и Англия тогда вместе боролись с революционной Францией, поэтому сын Павла Петровича поступил на службу в британский флот. Через год корабль "Вангард", на котором находился Семён Великий, затонул в районе Антильских островов. Капитан-лейтенант Великий погиб.
Впрочем, есть версия, что на самом деле он спасся. Более того, именно емён Великий (а не Александр I) стал впоследствии старцем Фёдором Кузьмичом. Эту версию выдвинул великий князь и по совместительству историк Николай Михайлович, правнук Павла I.
В конце жизни император Павел сошёлся с одной из придворных служанок. Уже после смерти монарха на свет появилась дочь - Марфа Мусина-Юрьева. Ей даровали дворянство, подарили поместье, но девочка прожила всего два года
(Продолжение в следующей статье)
#история #исторические факты #история россии #русская история #пётр 1 #ПАВЕЛ 1 #царская россия #император