Найти тему
Булочки с маком

Историческая достоверность в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Оглавление

Виктор Гюго открыл исторический роман. Он был практически первым человеком во Франции, который написал роман, опираясь на исторические источники. Гюго интересовался историей и понимал, что работать нужно в первую очередь со статистическими данными и документами.

Париж / Unsplash.com
Париж / Unsplash.com

Гюго прекрасно знал Париж и историческую фактуру, поэтому в романе практически нет моментов, в достоверности которых можно усомниться. Правда, есть смещения во времени. К примеру, сцена, в которой Квазимодо приговорили к позорному столбу и наказанию кнутом. В ней присутствует мальчик, который хочет украсть маисовую лепёшку. Но в XV веке просто не могло быть маисовой лепёшки, которая сделана из кукурузы. И все недостоверности в романе как раз из разряда маисовой лепёшки.

Где Гюго приврал

Пьер Гренуар после провала пьесы идёт во «двор чудес». Это место, где собираются нищие, преступники, грабители, карманники. У них есть свой язык, законы и даже собственное королевство. Как нарушителю границы Гренуара заставляют пройти испытания. Он должен срезать кошелёк так, чтобы колокольчик манекена не зазвонил. Испытание он проваливает. Но Эсмеральда его выкупает.

Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дама» / Афиша.ру
Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дама» / Афиша.ру

Такие дворы действительно существовали. И не только в Париже, но и в любом крупном городе XVIII–XIX веков. Гюго же их обнаружил в записях одного историка, который составлял описание города XVII века. Существовали такие дворы в XV веке, когда происходило действие романа? Гюго об этом знать не мог. Но любопытно, что уже современные исследования доказали, что группы таких людей существовали уже в XIV веке. Правда, неизвестно, была ли у них отдельная территория, такая, как описана в романе.

Гюго был первым, кто ввёл в художественные произведения то, что у нас называется блатным языком. У Гюго он называется язык арго. Это язык коробейников, который нищие и воры использовали для общения между собой в присутствии «клиента». Историки до сих пор удивляются, почему язык арго был открыт не полицейскими, чья сеть была так хорошо развита в Париже, а именно писателем.

#виктор гюго #собор парижской богоматери #исторический роман #французский роман #французская литература #французские писатели #франция #париж #история парижа #историческая литература