Согласно действовавшим тогда нормам, срок использования холодного оружия в мирное (!) время составлял 20 лет. Но в некоторых гарнизонах, особенно удаленных, этот норматив не соблюдался, и холодное оружие использовалось до полного износа - таким образом, в отдельных частях, про которые почти забыли в стольном Петербурге, в 1913 году могли применяться еще и предшественницы шашек образца 1881 года...))
Также 20-летний срок службы не применялся в отношении оружия сугубо парадного - например кирасирских палашей, с которыми в это время уже не воевали даже кирасиры. Палаши использовались до упора, хоть бы им было по 50 лет.
В начале XX века оружие уже всегда хранилось заточенным. От существовавшей ранее практики затупливать шашки и сабли в мирное время в русской армии отказались в 1899 году. Шашки, бебуты и прочее клинковое точилось обычно - всякий раз после окончания периода зимних занятий. Пики, хоть казачьи, хоть уланские или кирасирские, в войсках специально не точились - заточка их делалась еще на заводе, в частях при необходимости она только подправлялась.
Для осмотров и контроля за состоянием белого оружия (как и огнестрельного) в частях существовали особые должности для штаб-офицеров. Обычно таковые имели артиллерийское образование (в то время артиллеристы - самая технически подкованная прослойка в армии вообще).
Минимальная частота проверок - один раз в два года. В строевых частях оружие осматривалось обычно до начала лагерных занятий.
Выслужившее срок оружие сдавалось на артиллерийские склады - либо реализовывалось на внутреннем рынке, путем аукциона, но! Только после приведения его в целенаправленно негодный вид.
Перед продажей списанные клинки ломали на части, и сдавали как металлолом.
Показатели, по которым шашки браковались, были следующими:
- клинок имеет раковины, надломы, глубокие зазубрины, в том числе которые попытались починить пайкой;
- клинок отожжен (отпущен из-за воздействия температуры, например, попавши в пожар);
- клинок сточен в длину более чем на 1 дюйм;
- в ширину - более чем на 2 линии (5,1 мм);
- в толщину - более чем на 0,5 линии (1,25 мм).
Напоминаю, что толщина клинка шашки в сильной части была около 7,5 мм, и, как у любого боевого оружия, сильно "сбегала" к острию.
Также эфес не должен был иметь трещин, деревянные, с кожаной обтяжкой ножны - не только трещин, но и потертостей и разрывов. Детали латунного прибора (устье, наконечник и обоймицы) должны были иметь годную пайку и держаться надежно, не слетая. Кстати, отмечалось, что особенно часто слетают и теряются наконечники ножен.
Интересно, что при небольших недостатках ножны браковались и заменялись за счет казны, а вот при серьезных поломках ножны, негодные к ремонту, подлежали замене уже за счет собственных средств части. Здесь надо еще помнить, однако, что в отличие от прежних металлических, почти неубиваемых даже самым расхлябанным солдатиком, деревянные ножны выходили из строя так часто, что современники отмечали: с учетом постоянного ремонта они встают Родине еще и дороже металлических...)
Источник - В. Глазков, "Холодное оружие Российской армии".