По количеству браков Иван Грозный считается рекордсменом среди русских монархов. В первый раз царь женился в 17 лет на молодой красавице Анастасии Захарьиной, прожил с ней в 13 лет, нажил 6 детей. Этот брак оказался самым счастливым, продолжительным и самым плодовитым. Многие историки считают, что смерть любимой супруги потрясла царя, после этого и начались проблемы с психическим здоровьем. Затем началась целая череда браков удачных и неудачных, продолжительных и совсем коротких с таинственными болезнями и смертями новых молодых цариц: Марии Кученей, Марфы Собакиной, Анны Колтовской, Анны Васильчиковой, Василисы Мелентьевой и наконец Марии Нагой. Судьба последней жены русского государя Иоанна Грозного наиболее известна и интересна.
Мария Нагая, дочь окольничего Федора Федоровича Нагого родилась в 1553 году, замуж вышла только в 1580 году в очень взрослом по тем временам возрасте. Ни о какой любви и речи не было, Мария не хотела этого брака, но кто мог перечить грозному самодержцу. Она оказалась седьмой, т.е. по всем церковным канонам незаконной женой царя Ивана Грозного. Свадьба царя проходила в интимной обстановке, присутствовали только самые близкие, так называемый "государев двор". Мария недолго оставалась любимой женой, вскоре после рождения ребенка отошла на второй план. Родившийся в октябре 1582 года мальчик, царевич Дмитрий, третий из выживших детей царя, был юридически незаконнорожденным. т.к. родился, как бы сейчас сказали, в "гражданском браке". Таким образом зачатки смуты были положены уже при самом рождении мальчика.
После смерти Ивана Грозного в 1584 году трон занял его старший сын Федор Иоаннович. С целью пресечь любые попытки заговоров в поддержку младшего единокровного брата, сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, царь Федор Иоаннович немедленно отправил мачеху и брата подальше от Москвы на житье в город Углич, который выделил царевичу Дмитрию в княжение. С ними заодно были отправлены в Углич, якобы в качестве свиты и охраны, многие представители клана Нагих. Проводы устроили пышные: царицу-вдову сопровождала свита, обоз с дорогой утварью, ценной одеждой, мехами, платьями, пропитанием и прочим добром, чтобы "ссыльные" ни в чем не нуждались.
Для проживания вдовы с ребенком в центре Углича был построен красивый, удобный, комфортный двухэтажный терем с небольшими окнами на уровне второго этажа, для безопасности. Жили изгнанники совсем неплохо - прислуга, охрана, родственники, у маленького царевича мамки-няньки. Только вот в Москве не забывали об угличских родственниках и очевидно побаивались их. Во всяком случае, через некоторое время царь Федор Иоаннович запретил духовенству в время проведения богослужений упоминать имя царевича Дмитрия из-за его "незаконорожденности".
!5 мая 1591 года случилось то, что до сих пор вызывает сомнения и разнотолки у историков. При невыясненных обстоятельствах, якобы при игре в ножички, неудачно упал и нанес себе смертельное ранение девятилетний царевич Дмитрий, являвшийся наследником трона после царя Федора Иоанновича. В Угличе начался бунт, впрочем вскоре жестоко подавленный. Одной из виновных в смерти царевича объявили и его мать, которая вообще-то меньше всех была заинтересована в его смерти, любила сына без памяти и холила как могла. За "недосмотр" за наследником она была пострижена в монахини под именем Марфа, а ее братьев, охранявших ее и царевича Дмитрия заточили в темницу.
В монастырском заточении инокиня Марфа оставалась более десяти лет. В 1598 году в Москве к власти пришел Борис Годунов. Он был немало обеспокоен слухами о чудом спасшемся царевиче Дмитрии все более распространявшимися в народе, посему приказал привезти в Москву на допрос Марию Нагую.
В 1604 году инокиню Марфу привезли в Новодевичий монастырь и представили перед царем Борисом. На вопрос:" Говори правду, жив твой сын или нет?", она отвечала уклончиво, неопределенно, чем вызвала великий гнев царя, а особенно его жены. Инокиня Марфа была отправлена обратно в свое заключение с указанием содержать ее в более суровых условиях.
После вступления в Москву войск Лжедмитрия I инокиню Марфу снова привезли в Москву, где была подготовлена ее встреча с вновь обретенным "сыном" царевичем Дмитрием. Была проведена предварительная работа, встретили царицу-вдову с большими почестями. Ее поселили в кремлевском Вознесенском монастыре со всей возможной роскошью и комфортом. Ей даже пришлось принимать у себя Марину Мнишек, как невесту "сына" и будущую царицу. Неясно, что побудило ее прилюдно признать самозванца своим родным сыном: были ли это угрозы или наоборот лесть, богатые посулы и пышные почести тронули душу долгое время находившейся в заточении женщины, но факт остается фактом - она совершила это. Так начался следующий этап смутного времени.
Вскоре по Москве стали распространяться слухи, что на самом деле Мария Нагая назвала самозванца сыном под страхом смерти. В Москве вспыхнул бунт, во время которого из уст в уста передавались слова царицы Марии Нагой, что ее родной сын царевич Дмитрий погиб и похоронен в Угличе. Самозванца убили, а призванная для опознания царица во всеуслышание на вопрос "Твой ли это сын?" твердо ответила - "не мой".
В июне 1606 года останки царевича Дмитрия были доставлены из Углича в Москву и торжественно захоронены в Архангельском соборе Кремля. Во время проведения этой церемонии Мария Нагая имела возможность попрощаться с сыном, в этом случае никаких сомнений не было. Через два года после этих событий последняя, седьмая жена Ивана Грозного Мария Нагая, женщина необычной и сложной судьбы, скончалась, а ее единственного сына царевича Дмитрия Иоанновича Русская Православная церковь причислила к лику святых.
Какие разные судьбы у русских цариц. Вот из всех семи жен Ивана Грозного - первая стала матерью царя Федора Иоанновича, а последняя - матерью святого великомученика Дмитрия Угличского.
Подписывайтесь на мой канал, давайте изучать русскую историю вместе, ведь в ней столько интересного, необычного, порой загадочного.
#россия #история россии #16 век #смутное время #интересные факты
.
.