Найти в Дзене
Подумалось мне часом

Сколько стоила "коммуналка" 100 лет назад?

Карикатура Ивана Малютина 1922 года «Жилищная атлетика» посвящена пресловутому жилищному вопросу, который, как известно, москвичей испортил. Точнее говоря – нежно любимым и сегодня «коммунальным платежам».

Но прежде чем говорить о коммуналке столетней давности, надо сказать пару слово о жилищном вопросе как таковом. Если говорить коротко – в условиях разрухи и Гражданской войны, когда ни о каком жилищном строительстве и речи быть не могло, происходило перераспределение жилья "по справедливости". Именно тогда и появляются понятия "подселение" и "уплотнение", с которыми так истово боролся профессор Преображенский из "Собачьего сердца". Суть подселения проста: если у тебя были излишки жилой площади - к тебе могли подселить семью, нуждающуюся в жилье. А то и не одну.

Жилищные нормы были установлены в 1919 году и составили 18 квадратных аршин на человека или 9 квадратных метров. В перенаселенной Москве, правда, приняли норму в 8 метров. Именно на эти цифры начинают ориентироваться при подселении жильцов.

За пару лет до появления карикатуры, 25 мая 1920 года вышел Декрет СНК РСФСР «О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения», в котором все разъяснялось. Вся жилая площадь сверх установленной нормы подлежит изъятию и перераспределению. При этом разрешалось самостоятельно искать соседей к себе на «лишние метры». Но сильно с этим делом не затягивать, и уложиться в полмесяца: «При уплотнениях гражданам дается двухнедельный срок для подыскания себе сожителей». Если за две недели "сожители" не найдены - уплотнение проводится принудительно, к тебе просто приведут людей.

Россия превратилась в царство коммунальных квартир.

Рисунок Екатерины Бауман
Рисунок Екатерины Бауман

Как писал исследователь Игорь Борисович Орлов в статье «Жилищная политика советской власти в первое послереволюционное двадцатилетие»: «В первые годы советской власти, когда городские советы стали активно «уплотнять» квартиры, в качестве основного мотива выдвигалось стремление уравнять жизнь рабочих и буржуазии. Кроме того, в Москве революционный «жилищный передел» был направлен на разрушение иерархической кольцевой структуры города. Именно с этой целью рабочих с окраин столицы переселяли в «богатые» дома и квартиры в центре. В результате такой «миграции» число рабочих в пределах Садового кольца выросло с 1917 г. по 1920 г. с 5% до 40-50%. Всего в столице до 1924 г. в национализированные дома было вселено свыше 500 тысяч рабочих и членов их семей. И это при том, что рабочие всячески тормозили процесс переезда в новые квартиры».

«Нормально! – скажете вы. – А что это они в центр Москвы переезжать не хотели?!». А вот из-за этой самой «коммуналки» и не хотели. Дорого было в центре жить.

Рисунок Екатерины Бауман
Рисунок Екатерины Бауман

Известный ученый-статистик С. Г. Струмилин писал в мае 1919 года: «Рабочие не проявляют особой охоты к переселению уже потому, что им и без того не тесно, а слишком просторные квартиры при современной дороговизне дров представляют уже не удобство, а прямое бедствие... К этому нужно прибавить, что барские квартиры — в центре города, а заводы — на окраинах, и рабочему пришлось бы после переселения в центр тратить лишнее время и деньги на проезд к месту работы. Наконец, во что обойдется рабочему самое переселение, если извозчик за один конец берет 300 рублей. Ведь за эту сумму можно оплатить жилище рабочему за целый год. Вот почему даже бесплатная барская квартира для рабочего —не подарок, а слишком дорогое удовольствие, которое ему положительно не по карману».

И имейте в виду, что дрова, ремонт и прочее – это не совсем «коммуналка». Вернее – совсем не коммуналка. Это издержки содержания квартиры. А «коммуналки», как и квартплаты, в первые годы советской власти просто не было.

Рисунок Екатерины Бауман
Рисунок Екатерины Бауман

Только в начале 1922 года, по которому мы с вами путешествуем, с началом новой экономической политики, в стране была введена всеобщая система оплаты жилья и коммунальных услуг. Что вызвало просто бурю возмущения в стиле "За что боролись?!", свидетельством чего и является наша карикатура. Власти быстро сделали выводы, и для рабочих и служащих госпредприятий в том же самом 1922 году было «сделано изъятие» - эти категории жильцов были освобождены от оплаты электроэнергии и воды.

И только в 1923 году оплата жилья становится всеобщей. 13 июня 1923 года выходит Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об оплате жилых помещений в поселениях городского типа». Нормы квартирной платы установлены разными для разных категорий граждан, самая высокая квартплата - у «лиц, живущих на нетрудовые доходы». За «лишние метры» (больше тем самых 8-9 квадратных метров на человека) надо платить в двойном размере.

А для рабочих и служащих госпредприятий квартплата была назначена настолько мизерной, что оказалась ниже эксплуатационных затрат, и ее пришлось поднимать в 1924 и 1925 году.

Рисунок Екатерины Бауман
Рисунок Екатерины Бауман

Если же говорить о тенденциях, то в целом советской властью был взят курс на минимизацию квартплаты и «коммуналки», чем в определенной степени компенсировалось низкое качество коммунального жилья. В конце 1920-х, начале 1930-х годов квартплата рассчитывалась не только по количеству квадратных метров, но и в соответствии с доходом жильцов. Как следствие – по статистике у индустриальных рабочих в 1932-1933 гг. на жилье уходило всего 4-5% всех расходов семьи.

В дальнейшем этот же принцип сохранился и тогда, когда был взят курс на радикальное решение «жилищного вопроса» и предоставление советским гражданам отдельных квартир. Плата за жилье и коммунальные расходы в советское время почти всегда были "копеечными" и доступными самым малообеспеченным людям.

________

Это проект "История в карикатурах".

Каждый день я буду показывать вам карикатуру из журнала "Крокодил" и коротко рассказывать про нее. Начну с 1920-х годов и буду понемногу складывать мозаику нашей истории столетней давности.

Присоединяйтесь и подписывайтесь на канал!

_________________

Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Двинулись земли низы. Том 1. Двадцатые - https://author.today/reader/99947/793448

После страшной междоусобной войны пятеро 20-летних мальчишек-ветеранов, выживших в кровавой купели, встретились в стенах первой Академии новой Империи. Они пришли сюда научиться чему-нибудь, кроме как убивать. И это у них получилось.

Роман-мозаика в лицах о пятерых юношах, живших в одной комнате общежития Московской горной академии в двадцатые годы двадцатого века.

-6

Если вам понравится - я буду очень рад.

ЖКХ
2331 интересуется