Найти тему
tehnikiiso

Полихромные материалы в рисунке

Пастель(фр. pastel, от лат. pasta – тесто) – материал художника и техника изобразительного искусства. Пастель – это мягкие цветные палочки – карандаши, изготовленные из пигмента, мела и связующих веществ. В процессе изготовления пастельных карандашей их незасохшая масса выглядит как тесто, паста – отсюда и название. Соотношение красочного порошка и клея придают пастели различную степень мягкости. Пастель имеет много нежных оттенков каждого цвета. Пастельные мелки позволяют создать мягкие тональные переходы, как в акварели, за счет втирания краски в бумагу, и матовую поверхность, как в технике гуаши. Пастелью пишут и рисуют по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и др. Пастель любит тонированную основу.

Краски пастели можно наносить различными способами: тонкими линиями или штрихами; делать широкие пастозные мазки, используя боковую грань мелка; втирать цвет в цвет, добиваясь особой воздушности..

Преимущества пастели в том, что она позволяет скрывать и перекрывать целые слои, вносить необходимые изменения, в любой момент прекращать и возобновлять работу, так как она очень хорошо соскабливается. Чтобы сохранить красочный слой, рисунки необходимо покрывать тонким листом бумаги, так как другие способы закрепления приводят к изменению и потемнению цветов. В XV в. ее часто использовали в комбинации с темперой и гуашью, для подсвечивания рисунков, выполненных твердыми карандашами итальянским или серебряным. Удобна в работе масляная пастель. Она дает очень яркие цвета и прочно держится на поверхности листа.

Техника пастели была известна давно. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи рисовал этими цветными мелками, но тогда считалось, что техника пастели не долговечна.

В XVI в. Х. Гольбейн Младший использует эту технику в Германии, а Ф.Клуэ – во Франции. Но эпоха расцвета пастельной живописи наступила в XVIII в. Ее крупнейшие мастера – Ж.-Б. Шарден, М.-К. Латур, Ж.Б. Перроно во Франции, Ж.–Э. Лиотар в Швейцарии. Затем классицизм отвергает пастель как технику слишком нежную. Но во второй половине XIX в. она переживает второе возрождение, особенно в творчестве Э. Дега, который открывает в пастели сильную линию, звучность краски и богатство фактуры в этой технике работают также А. фон Менцель в Германии, О. Ренуар. О. Роден, Э. Мане. Мастерски использовал пастель русский пейзажист И. Левитан, Серов, Рерих, Серебрякова. Пастель популярна среди художников и нашего времени.

Акварель (от лат. aqua – вода) – краска на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками.

Состав акварельных красок: связующее – гуммиарабик и декстрин (прозрачные растительные клеи) легко растворимые водой; пластификатор в виде глицерина, который удерживает влагу, не дает краске пересыхать и становиться хрупкой; инвертированный сахар; поверхностно-активное вещество – бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как препятствует скатыванию красок в капли; антисептик – фенол, защищающий краски от разрушения их плесенью.

Акварельные краски обычно накладывают прозрачным слоем, используя белый цвет листа бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Она требует быстрой и точной работы, почти не терпит исправлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления. Чистота и яркость цвета достигается благодаря высокой дисперсности пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

В технике акварельной живописи художники создают как эскизы, так и самостоятельные произведения. Акварель, которую знали еще в древности, имеет свою историю развития, на протяжении которой менялся ее состав, назначение, ее значимость.

Развитие акварельной живописи относится к временам персидской книжной миниатюры, которая возродилась примерно в XII в. и распространилась по странам Востока. В Средние века ее широко использовали для декоративного оформления книг, заставок и виньеток, для иллюстрирования текстов, как подсобный материал к произведениям масляной живописи. С XV в. начинают использовать «чистую акварель», без содержания белил. XVII в. – это становление акварели, как самостоятельного вида графики, которая достигает во второй половине XVIII в. своего расцвета.

Чтобы отразить впечатления, чувства, подчинить акварельную краску своему темпераменту и достичь желаемого результата в такой, казалось, знакомой всем с детства технике, не так уж просто. «Те, кто посвятит себя искусству, узнают все многообразие, сложность, капризный характер и удивительные свойства акварели», – писал народный художник РСФСР А.В. Кокорин. Акварельными красками работали Ф. Гварди, Т. Гейнсборо, Т. Гертин, И. Б. Йонкинд, Тапиро-и-Баро, Э. Делакруа, Э. Мане, П.О. Ренуар, М. Иванов, К. Брюлов, И. Крамской, М. Врубель и многие другие художники.

Гуашь (фр. gouache от ит. guazzo – водяной) – непрозрачная (корпусная кроющая) краска, которая разводится водой. Произведение искусства, выполненное такими красками, тоже носит название «гуашь».

Гуашь состоит из тонко перетертого пигмента и связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором; поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи; ализаринового масла и антисептика – фенола.

Слой краски, нанесенный на бумагу, грунтованный несмываемый холст, ткань, картон, фанеру, выглядит матовым, плотным, с бархатистой поверхностью. При высыхании цвета́ несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, мастерски используя ее декоративные качества. В конце XIX начале XX в. многие известные художники выполняли свои произведения гуашью: А.Н. Бенуа, Б. Борисов-Мусатов, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, А.Н. Головин, К. Писсарро.