Найти тему
Марина и Декакорд

Как я организовала международный детский гитарный конкурс. Часть 1. Концепция и подготовка.

Вообще-то, я совсем не знала, с чего начать. Организаторского опыта у меня почти не было (раньше я организовывала только свои квартирники или выступления в небольших антикафе). Но чтобы международный конкурс..

У меня за плечами немалый конкурсный опыт в качестве участника - будучи студенткой музыкального училища, я поездила по российским гитарным конкурсам. Во время учебы в академии и позже, благодаря Никите Кошкину появился и более ценный опыт - я много наблюдала за работой жюри и за внутренней кухней российских и зарубежных конкурсов, много услышала историй о крупных конкурсах - как хороших историй, так и плохих.

Много выводов сделала - просто так, без особой цели, из врожденной склонности все анализировать.

Как итог - сначала я содействовала ДМШ 1 города Смоленска в организации гитарного конкурса, а потом решила концептуально и финансово "отделиться", сделать такой конкурс, про который бы говорили, что "такого гитарного конкурса мы еще не видели" и "как здорово, что такой конкурс, наконец-то, появился в России". Так родилась идея создания Международного детско-юношеского гитарного конкурса Никиты Кошкина. И именно такие отзывы от участников мы и получаем уже второй день. Значит, все сработало как нужно!

Но при этом мы сохранили "официальный" статус конкурса, дипломы выдаются с печатью школы. За возможность такого идеального типа взаимодействия я крайне благодарна мудрому руководству школы.

Церемония награждения - 2022. Все участники с призами!
Церемония награждения - 2022. Все участники с призами!

Самое главное было - концепция. Я решила максимально убрать то, что меня (как и, наверное, многих других) в некоторых конкурсах раздражало :)

  • кумовство. раздача призов "своим". Это необходимо было исключить в первую очередь. Ученики членов жюри к участию не допускались, бывших учеников оценивать нельзя, система оценивания и выявления победителей - по баллам, а не по результатам обсуждения, где кто-то кого-то может переубедить или уговорить. Подбор жюри - исходя из полного отсутствия личной заинтересованности любого из членов жюри в результатах конкурса. Члены жюри не видят баллов друг друга и не имеют права обсуждать свои баллы и свои впечатления друг с другом, во избежание даже ненамеренного влияния на оценки друг друга. За исполнением этого всего наблюдала я лично. Хотя, благодаря высоким моральным качествам приглашенных нами членов жюри, жесткого контроля и не потребовалось. Все были максимально заинтересованы в честности и непредвзятости.
  • непонятные призы. Выиграть гитарный конкурс и получить тарелку или флэшку - пора сказать этому решительное "нет" - имхо. (Таких конкурсов осталось мало, но они есть). Да, участники играют на гитаре из любви к музыке, а не за пачку струн или новую гитару. Но моя личная цель как организатора заключалась в том, чтобы дети-победители получили в подарок гитары высокого качества, струны, гитарные аксессуары, обучающие гитарные курсы, фирменные футболки, билеты на гитарные концерты, интервью на радио в музыкальных передачах, денежные призы и тому подобное. Потому что участники играют ради музыки, а я делаю конкурс ради участников. Они должны получить стимул продолжать заниматься, мощное поощрение и вдохновение.
  • на конкурсы ездить дорого. что делать? Да, я сталкивалась с такой проблемой постоянно. Чтобы поехать на конкурс в другой город на несколько дней и оплатить конкурсный взнос, нужно несколько десятков тысяч рублей. Не у всех они есть. Но значит ли это, что участники, у которых нет возможности приехать, должны лишаться возможности поучаствовать в конкурсе на равных с остальными и так же претендовать на призы? Нет! Поэтому я решила, что в нашем конкурсе дети будут принимать участие как вживую, так и в формате он-лайн трансляций. Это живое выступление "без права на ошибку" - так же, как на сцене. Но ехать не нужно. А оцениваться все участники должны в одной номинации, на равных условиях - вот так я решила.
  • все не вовремя, твое выступление назначено на 16:30, а на самом деле с 16:30 ты сидишь под дверью в живой очереди из участников, потому что все расписание развалилось, а на сцену ты выходишь в 19:00, абсолютно уставший и измотанный. С таким я сталкивалась не раз, поэтому решила, что на нашем конкурсе все будет точно, минута в минуту.
  • официальное и отстраненное общение. Меня на конкурсах это подавляло, когда с таким встречалась. Поэтому все общение с участниками и их родителями, педагогами, я решила взять на себя лично. И общаться с участниками решила не как директор конкурса, а как старшая сестра, которая всегда готова помочь и подсказать. Поддержка и психологический комфорт участников - в первую очередь! А твоя загруженность как организатора, раздражение, усталость, утомительный град "очевидных" вопросов - все должно остаться за кадром. Усталость организатора - проблема организатора, и не должна отражаться на общении с участниками.
  • закадровое деление участников на "своих" и "кто это вообще, откуда-откуда ты?". Ох, не раз я с этим встречалась. Приезжаешь на конкурс и видишь, что каких-то участников уже знают - это регулярный участник или ученик приятеля, а если ты приехал из глубокой провинции и тебя никто не знает - ты сразу чувствуешь разницу в общении. Это было лет 10 назад, не знаю, насколько это выражено сейчас на конкурсах. Но моим принципиальным решением было общаться с каждым участником так, как будто это сын или дочь моей лучшей подруги. :) Дети должны чувствовать, что им очень рады и они все для нас, организаторов, одинаково важны, мы болеем за каждого!

И некоторые другие детали. Но решение вышеперечисленных проблем я обозначила как приоритетную задачу.

*сейчас гитарные конкурсы в России стали в разы лучше, чем были во времена моего участия в них. моя концепция конкурса - это не какое-то "противопоставление всем гитарным конкурсам", это реализация моих идей по устранению недостатков, которые я замечала в свое время. динозавры тогда уже вымерли, но цветной (или вообще сенсорный - подумать только!) дисплей у телефона были "последним писком". Хотя...и во время Windows 8 всякие конкурсы попадались. :)

Ну а теперь - как это в жизнь-то воплотить?

Первое - я определилась, что это будет не просто гитарный конкурс, а конкурс Никиты Кошкина. Никита Кошкин - известный гитарный композитор, у него много детского репертуара, и желание сделать конкурс для детей и подростков он полностью разделял. Причем, исполнение музыки Кошкина не стало обязательным условием участия в конкурсе. Это не конкурс, где нужно играть музыку Кошкина. Это конкурс, на который приглашает Никита Кошкин, и для которого он привлекает призовой фонд.

Жюри конкурса, даты и призовой фонд - это то, что нужно было продумать в первую очередь. Жюри собралось быстро, даты определили за год, а призовой фонд - это было нечто!

За общение с предполагаемыми спонсорами мы с Никитой Кошкиным взялись вместе. Идея была собрать для ребят отличные гитарные призы, и чтобы их было много - чтобы хватило на каждую возрастную категорию, на всех лауреатов.

Что было для меня невероятно приятным сюрпризом - большинство потенциальных спонсоров конкурса, к которым мы обращались, брали на себя покрытие всех или почти всех призовых мест. Все хотели поучаствовать в событии, которе обещало быть значимым и резонансным в гитарном мире, все хотели поддержать и вдохновить молодое поколение гитаристов!

Сразу к нам присоединились GMD - питерская группа гитарных мастеров, которые делают высококачественные гитары ручной работы, Dynatone - один из крупнейших музыкальных магазинов России, D'Addario - крупнейший производитель струн и аксессуаров - их представитель позаботилась о предоставлении призов всем лауреатам всех возрастных категорий, PYRAMID - немецкая фирма по производству струн, которая решила максимально поддержать конкурс и работу оргкомитета, издательство Edition Margaux - благодаря им, на нашем конкурсе появился денежный приз, Артем Дервоед - российский гитарист и художественный руководитель фестиваля "Виртуозы гитары" предоставил билеты на фестиваль в качестве призов победителям, Никита Болдырев - российский джазовый, фингерстайл и классический гитарист подарил несколько своих обучающих курсов участникам конкурса по своему выбору, Евгений Финкельштейн - российский гитарист, который отдал на призы огромное количество своих CD, PIMA-live - ребята из Питера, которые сделали тот самый крупнейший обучающий канал на Ютубе для классических гитаристов, предоставили обучающий курс на выбор с их он-лайн платформы, Tonebase - образовательный ресурс для музыкантов, предоставил бесплатные подписки на уроки классической гитары, ВГТРК "Радио России" согласились взять персональное интервью у победителя Гран-При...

Как только образовался хороший призовой фонд, я взялась за привлечение участников и продумывание организационных вопросов. Если нам есть, чем порадовать участников, значит, уже можно их звать!

Спойлер - это призы для лауреатов после расфасовки по индивидуальным пакетам. Призовые гитары - за кадром)
Спойлер - это призы для лауреатов после расфасовки по индивидуальным пакетам. Призовые гитары - за кадром)

Продолжение - в следующей статье. :)