Найти в Дзене
Записки актёра

Об артистах, которые получают зарплату, но давно не выходят на сцену: как их уволить и справедливо ли это

Оглавление

Здравствуйте! Театр им. Ермоловой, в котором Олег Меньшиков устроил массовые сокращения, наглядно показал, что проблема таких артистов весьма обширна. Хочу снова вернуться к этой теме и обсудить ещё парочку её аспектов.

Олег Меньшиков
Олег Меньшиков

Дорогие читатели, недавно мы с вами обсуждали ситуацию в театре Ермоловой, повторяться не буду. Если пропустили, почитайте предыдущую статью и послушайте подкаст в Телеграме (ссылки оставлю в конце этой статьи). Меньшиков уволил почти 20 артистов, которые либо годами не выходили на сцену, получая исправно зарплату, либо заняты совсем незначительно - играют лишь в массовке или в парочке эпизодов. Так вот, меня очень удивил комментарий - что пожилых артистов нужно поддерживать и давать им шанс, а не увольнять. Удивил и другой - что Меньшиков должен был дать им роли, стараться занять их. А ещё мне написали некоторые артисты, которые так же, только в других театрах сидят без ролей. Они не согласны с моей позицией, считают театр домом и готовы ждать роль годами. В общем, хочу обсудить с вами эти три аспекта и очень жду ваших мнений в комментариях.

Шанс пожилым

Комментатор писала, мол, пожилым артистам сложно, возрастных ролей мало и что им нужно дать шанс. А если артист уже не может выходить на сцену, то не сильно убудет из бюджета. Тут очень много нюансов. И не так уж мало возрастных ролей. В труппе каждого театра есть пожилые артисты, которые работают на пределе сил, ни в чём не уступая молодым коллегам. Да, им часто бывает сложно из-за состояния здоровья, но артист когда артист не может без сцены, есть куча вариантов. Мы выносили наших старушек на руках, катали их на каталках, помогали передвигаться и т.д. Поверьте, когда у артиста есть потребность играть, он в любом возрасте сможет это осуществить, и режиссёры всегда помогут, как и коллеги. Но когда артист сам не хочет работать, когда он сидит дома и не проявляет никакой активности, не интересуется своим театром - это другая история.

Людмила Поргина и Николай Караченцов. Ленком платил им зарплату, а Поргиной платит до сих пор, хотя она много лет не выходила на сцену
Людмила Поргина и Николай Караченцов. Ленком платил им зарплату, а Поргиной платит до сих пор, хотя она много лет не выходила на сцену

Я могу понять худруков, которые продолжают платить зарплату пожилым артистам, которые провели жизнь в этом театре, были его лицом много лет, сыграли множество прекрасных ролей. И когда такие артисты не могут больше выходить на сцену, то их, как правило, поддерживают. Но если артист ничего толком не сыграл, сидит дома уже лет 10 и даже не собирается на сцену, нужно ли поддерживать такого? К тому же многие артисты, которых уволил Меньшиков ещё не пожилые и вполне могли бы выходить на сцену. И тут мы переходим ко второму аспекту.

Почему не дал работу

Какой бы руководитель не был Олег Меньшиков, но он руководитель. Он в полном праве работать только с теми артистами, с которыми считает нужным это делать. Да, у многих бессрочные договоры, и уволить их не просто, поэтому и пришлось прибегать к сокращениям. Жаль, что это сделано так топорно и без разговора. Но это дыра в актёрском трудовом распорядке - что худрук обязан обеспечить артиста работой или должен платить ему деньги пока не займёт в спектаклях. Конечно, он привёл свою команду, работает с теми, с кем хочет, а остальных не занимал. Да и занять заслуженного артиста в массовке он считал неправильным.

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили
Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили

Ждём роли годами

Театр - это живой организм, который постоянно меняется и развивается. Если сидеть и ждать роль, то можно и не дождаться. Ну а если тебе прямым текстом говорят, что не хотят с тобой работать, то о каком ожидании можно говорить? Значит, я делаю вывод, что сидельцов и ждунов устраивает такое положение дел - получать зарплату просто так. Тут у меня вопросы к их совести. Ведь большая часть уверена, что роль тут не получат, а бюджетное место занимают. А оно могло бы достаться молодому таланту. Да и годы без сцену разрушают артиста, без постоянного тренинга он деревенеет и теряет навык. Поэтому я не могу понять таких артистов. Я бы никогда не сидел без сцены, а искал бы место, где я нужен. Вот такие аспекты. Очень интересно что вы думаете. Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Владимир Зельдин выходили на сцену до последнего, даже со сломанной ногой выезжал на каталке
Владимир Зельдин выходили на сцену до последнего, даже со сломанной ногой выезжал на каталке

Спасибо за ваши отметки «мне нравится». Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

Предыдущая статья:

А ещё жду вас в моём Телеграм - канале, где я записываю подкасты, провожу прямые эфиры и всегда на связи.

#знаменитости #культура #театры и балет #актеры #скандалы #деньги

До встречи!