Часть 6. Христиане и Новый Завет о Логосе
"В начале был Логос и Логос был у Бога, и бог [греч. "теос" без артикля] был Логос. ... Всё через него начало быть и без него ничто не начало быть, что начало быть." (Евангелие от Иоанна 1:1,3; Новый Завет)
Как было отчасти показано в предыдущих частях данной статьи, понятие "Логос" в его различных интерпретациях или аспектах и описаниях было ключевым в греческой философии, которая ко времени появления христианства распространилась в цивилизации, в том числе была известна и в Иудее, которая тоже была отчасти эллинизирована, как видно из истории. Также есть сведения и предположения о том, что греч. мыслители так или иначе имели заимствования у востока (Египет, Вавилония, не исключено и Иудея, включая еврейские многочисленные диаспоры в разных странах востока и запада). Также было показано, что на стыке эр и цивилизаций образованнейший эллинистический иудей-философ Филон из Александрии увидел эту нить (своеобразный "узелок") и взаимосвязь, в том или ином, и попытался показать это в своих исследованиях и толкованиях, сравнивая древние откровения иудеев из т.н. "Ветхого Завета" о Творце мира и Его "Логосе" (с греч. - Слово, Разум, Мысль) с более поздними по времени (относительно написания "Ветхого Завета") измышлениями и толкованиями (порой запутанными и противоречивыми) различных греческих мыслителей и школ. И Филон сделал это как раз перед возникновением христианства (он жил примерно в одном поколении с Иисусом Христом), незадолго до написания апостолом Иоанном (иудеем, ставшим одним из первых христиан) евангелия.
Из этих сведений можно предположить, что и делают немало различных ученых, библеистов и богословов, что Иоанн, называя Божьего Первенца, пришедшего в мир, "Логосом", и при этом будучи грекоговорящим евреем, живущим в эллинизированной цивилизации и эпохе, делает аллюзию как на откровения иудейского "Ветхого Завета" о Божьем Сыне, посреднике в сотворении вселенной, исполняющем творческие слова (планы) Бога (важно: "логос" с греч. - слово, разум, мысль; в "Ветхом Завете" любимый Божий первенец назван "Премудростью Божьей" (Пр.8гл), исполняющим повеления (слово) Творца, проявляющего через него свою мудрость в сотворении вселенной, реализуя свои творческие идеи, замыслы, мысли); но также апостол, вероятно, делает и аллюзию или сравнение и на модный или распространенный в греч.философии термин "логос" (вселенский разум, мир идей, план творения и тд.), тем более, что он мог быть наслышан и о своем сородиче, живущем в мега-центре образования и культуры городе Александрия (Египет), еврее-библеисте Филоне (который впервые попытался провести параллели и исследования о Божьем Первенце, называя его "Логос"), потому как сам Иоанн был, судя по всему, в греч. городах (например Эфес), как апостол Христа, благовестник, занимающийся пастырской и учительской работой, и проживший насыщенную и долгую жизнь (евангелие было написано им в конце жизни, в конце 90-х годов 1-го века н.э., судя по всему, в Эфесе или близ его).
"В 1-ой главе книги Бытия повторяется более 10 раз «Бог сказал». Все эти слова Божии Иоанн [апостол] заключает в единственном, великом, живом и личном «Слове». Во всех сказанных словах апостол Иоанн находит говорящее «Слово». Мессия есть Слово, в Котором живет слово Божие и из Которого исходит Слово Божие, подобно тому, как Он есть Премудрость, ибо в Нем обитает и через Него говорит премудрость Божия (Лук. 11:49; 1 Кор. 1:24,30; Еф. 3:10). Слово Божие и премудрость Божию уже в Ветхом Завете [Танахе] начинали понимать, как личность [скорее олицетворять; прим. автора], что видно из следующих мест: о Слове — Пс. 32:4,6; 106:16-20; 118:89-105; 147:4, 7; и о премудрости — Иов. 28:12 и дал.; Прит. гл. 8 и 9, а также и в апокрифических книгах: книга Сираха и Премудрости Соломона. См. Прит. 8: 22 и далее. Премудрость была создана прежде всего, от вечности; она присутствовала, когда Бог водрузил горы и уготовил небо и т.д.
В халдейских переводах Ветхого Завета, т.н. Таргумах, часто встречается выражение "Мемра", т.е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано Иегова [имя Бога, евр. тетраграмма], особенно в тех случаях, где Иегова открывается Своему народу или говорит с ним. Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т.д.; в Быт. 19:24 сказано, что «Слово Иеговы низвело на Содом огонь и серу от Иеговы». В одном из этих халдейских переводов (Таргум Ионафана) сказано в Ис. 45: 18,22,25: «Так говорит Иегова... если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь». В Слове Иеговы все семя Израилево будет оправдано и прославлено. Когда в Быт. 31:13 ангел Иеговы говорит Иакову, что Он тот Бог, Которому Иаков дал обет в Вефиле, то в «Онкелос Таргум», другом халдейском переводе, говорится, что Иаков дал свой обет Слову Иеговы: «если Слово Иеговы сделается моею помощью, то Слово Иеговы будет мне Богом» (Быт. 28:20 и дал.). Эти места показывают, что определенное различие между Иеговою и Его Словом, которое рассматривается, как личность — "Ангел Господень" или «Ангел Союза», все яснее и яснее выступало в сознании ветхозаветных людей, пока, наконец, Слово Само не воплотилось и не указало на Себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11:49), говоря: «Я есмь путь, истина и жизнь, ...кто видел Меня, видел Отца» (Иоан. 14:6,9)." (Библ.словарь Нюстрема, Слово)
"...Филон [Александрийский] называет Логос «образом Бога»... и «первородным Сыном» (см., например, О сельском хозяйстве, 51). ... Филон иногда говорит о «двух богах», а в одном месте именует Логос «вторым Богом [богом]» (Вопросы на книгу Бытие, 2.62). Однако для Филона есть разница между «Богом» и «одним из богов» (в греческом языке между о theos — то есть Богом, с определенным артиклем, и theos — то есть просто «богом», без артикля). Логос является последним.Как божественное существо, отдельное от Бога, Логос, очевидно, напоминает Ангела Господня, уже обсуждавшегося в начале данной главы. Филон иногда прямо отождествляет Логос с Ангелом Господним [как и соответственно с "Архангелом" в других местах, прим. автора] (см., например, О перемене имен, 87, О сновидениях, 1.239)." (Эрман Барт Д., "Как Иисус стал богом", стр.18, источник: https://www.litmir.me/br/?b=558072&p=12)
"Как видно из истории, термин "Логос" (Слово) как одно из библейских имен или названий первородного Сына Божьего впервые сделал более-менее популярным (и более-менее оформленным учением) в среде образованных и/или религиозных иудеев, греков и римлян еврейский богослов Филон Александрийский, как раз перед приходом Иисуса Христа.
Один из ближайших учеников Иисуса, апостол Иоанн, в конце первого века, судя по всему немного знакомый уже с библейскими толкованиями и выражениями Филона, тоже употребляет термин Логос в своем евангелии, показывая тем самым, соответственно Филону (и также как и он применяя к Логосу слово "теос" (бог) без артикля в одном предложении (Иоан.1:1), а к Богу - "теос" с артиклем), что их учитель и господин Иисус Христос был не только человеком (без греха), но до этого - тем самым уникальным небесным сыном Бога, первым и ближайшим (см. Ин.1:1-18).
(Более подробно об артикле и использовании слова "теос" см. в статье "Божественность Иисуса Христа в свете всего Писания. (аргументы разных сторон, сравнение и анализ)", в подзаголовке "Иоанна 1:1".)
Иоанн, возможно, вполне осознанно применяет выражение "единородный Сын (в ранних рукописях стоит не "сын", а "бог"), сущий в недре Отчем" (Ин.1:18 по СинП - Синодальному переводу) или переводя более иудейским языком (как еврейскую идиому) "который у груди Отца" (ПНМ - Перевод Нового Мира), то есть ближайший к престолу, указывая тем самым своим сородичам и соверующим на знакомого им из литературы второго храма - Метатрона (с греч. "ближайший [букв. "рядом, около"] к трону (Бога)"). Вот как этот текст, например, передан в других переводах:
"...единственный Сын Божий, Тот, Восседающий рядом с Отцом, принёс нам весть о Боге." (Cовременный перевод WBTC)
"...единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, – Он открыл нам Его." (Современный перевод РБО)
"...Его явил нам единственный Сын Его, пребывающий у самого сердца Отца" (Новый русский перевод)
...
Автор письма Евреям (возможно ап.Павел) применяет в нем такие же выражения и сопоставления, как до него Филон Александрийский в своем учении о Логосе. Вот некоторые из них:
- первородный сын (1:6)
- образ Бога (1:3)
- небесный, царственный первосвященник (см. например 8-ю главу)
- посредник при творении и в отношениях с людьми (см. например 1:2 и 9:15)
(дополнительно см. здесь: https://vk.com/wall-189469430_1649)
Апостол Иоанн тоже называет Иисуса "посредником", также как Филон, говоря что "через" Логоса, "единородного Сына (бога)", вечный Бог сотворил мир (Иоанна 1:3), и "явил Себя" людям. Но Филону, однако, не было открыто, каким образом Логос станет Спасителем, и в полной мере явит Бога людям. Для Филона было важным показать кто этот Логос ,старший сын Бога, посредник и архангел, заступник перед Богом и наместник Божий, в небесном(!) его происхождении и действиях. И он это сделал как раз перед приходом Логоса на землю..." (Из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 5")
"В эллинском иудаизме уже было довольно сильное влияние ложных философских идей и теорий, как и языческих учений, и еврейский богослов Филон как и все люди не был застрахован от ошибок и заблуждений, что видно из некоторых его высказываний и воззрений. Но это не помешало ему провести важные и своевременные исследования в отношении "первородного Сына", "Логоса", которого в некоторых трудах и течениях иудаизма второго храма называли "Метатрон" и/или "Михаил" (согласно мессианским пророчествам книги пророка Даниила), архангел, как старшего и ближайшего Сына Божьего, как "главу воинства Господня". Широкое александрийское образование Филона (иудейское и греческое) и любовь, которая была у него и к греч.философам, с одной стороны подталкивало его найти точки соприкосновения, которые он наблюдал так или иначе, между откровениями Танаха ("Ветхий Завет") и греч.мыслью (чтобы донести до них истины Писания или обосновать их), с другой стороны увлекала его в порой запутанные и неоднозначные воззрения и выражения, порождая синкретизм и эклектику. Однако даже при этих его некоторых слабостях и ошибках он твердо держался строгого монотеизма, как иудей, и последовательно, в согласии с Писанием и трудами иудейских учителей, не считал старшего Сына, "древнейшего Логоса и Архангела" во всем равным Богу и тем более равным по возрасту, так сказать, и поклонению, но описывал его как посредника и служителя, в мессианских красках. Также последовательно писали и далее НЗ-ные авторы, порой явно ссылаясь или делая аллюзию на уже знакомые в философском и религиозном мире той эпохи и цивилизации выражения Филона, а также на более близкие иудеям понятия из трудов и взглядов эпохи второго храма и текстов Танаха, как видно при анализе. Также и ранние христианские богословы в большинстве своем так или иначе последовательно держались субординационизма и веры в единственного Бога, Отца всех и всего, и его первого Сына, который стал Мессией и был необычайно возвышен Богом, но который имел начало и был создан-"рожден" Отцом прежде всех и всего." (из статьи "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 6".)
"Иустин [Мученик] там же (Диалог с иудеем Трифоном, 61 глава), далее, приводит в доказательство своих слов, что Сын "рожден" Всевышним Богом прежде всех и всего цитату из «Ветхого Завета», книги Притч, 8-ой главы, по Септуагинте: «Господь создал Меня, как начало путей Своих в дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели Он сотворил землю и прежде нежели сотворил бездны…». Как видно при анализе, в то время и далее, еще не было в богословии странного противопоставления типа «рожден, но не сотворен» (напротив, как и во всей Библии, и раннем богословии и лингвистике вообще, глаголы «родить» и «сотворить» зачастую были синонимами и порой взаимозаменялись, см. например статью: https://jwapologetica.blogspot.com/2019/08/822-25.html), также не было утверждения, что у первородного Сына Божьего не было начала; примечательно, что и дохристианские иудейские труды воспринимали Метатрона как того, кто появился у Бога прежде мира; Иустин, судя по всему, как и до него Филон и Иоанн, и другие ранние богословы, называл Сына «богом» не в смысле абсолютном, а как сотворенного Сына, получившего от Родителя божественную природу, и участвовавшего в сотворении мира как соработник Отца всех и всего." (из статьи "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 5")
"Итак, подразумевается ли под Премудростью из Притчей 8-й главы первородный Сын Бога согласно Новозаветному богословию и теологии ранних "отцов церкви"?
Это один из важнейших вопросов, связанных с истиной о Христе Божьем. Иисус говорил, что спасение зависит не только от познания Бога, но и "посланного Тобою Иисуса Помазанника" (Иоан.17:3).
Интересно, что спустя века после первых христиан, когда возник т.н. "арианский" спор, обе стороны использовали в полемике именно текст из Притчей 8-й главы с 22-го стиха, где Премудрость Божья говорит о себе как о первом дитя у Бога, который участвовал в сотворении мира и был отрадой для Всевышнего, радуясь плодам их сотрудничества. То есть как Арий и его соратники, так и Афанасий и его крыло толкования прекрасно признавали, что этот текст о Сыне, одно из имен (названий) которого Божья Мудрость. Но откуда у них была такая уверенность?
А уверенность у них была из самих новозаветных писаний, где например ап.Павел в письме Колоссянам называет Сына "первородным [первенцем] всего творения", через которого Бог создал вселенную, что является аллюзией на текст и выражения из Притчей 8-й главы (подробнее смотрите в статье "Христос, как ΑΡΧΗ творения. (Прит. 8:22, Кол. 1:15-18, Откр. 3:14.)": https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2020/07/822-11..). В Новом Завете помимо этого Сын называется "Божьей Мудростью" и "первородным" Сыном Бога, то есть Божьим первенцем, старшим и любимым, ближайшим сыном Всевышнего."
(Из статьи "Подразумевается ли под Премудростью из Притчей 8-й главы первородный Сын Бога?")
"Высокая" христология заложена в Танахе (т.н. "Ветхий Завет"), если ее понимать именно по-библейски, а не в тринитарном смысле (более поздней школы толкования, с ее ложной дихотомией и языческими замашками и философским понятийным аппаратом и умозрением).
Иисус в евангелиях говорит о себе как о том, кто существовал до рождения и имел высочайшую роль среди небесных сынов Бога, отождествляя себя с архангелом (глава ангелов) Михаилом (Ин.5-28,29, ср.Дан.12:1.2), "вождем воинств Господних (Иис.Нав.5гл), и который назван в Танахе "хохма" Иеговы (Премудрость), описанная как первое дитя у Бога, созданное-"рожденное" Им прежде всех и всего (Септуагинта и др. переводы Пр.8:22 и далее: "Господь создал меня... родил прежде..."), через которого Бог создал мир и которое было (и есть) любимым, соответственно, ребенком у Отца всех и всего.
"Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово (греч. "Логос") стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца." (евангелие от Иоанна 1:9-14 "Новый Завет")
"И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого;
Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие." (Откровение Иоанна 19:11-13 "Новый Завет")
(продолжение смотрите в Части 7-ой)
(статью целиком читайте здесь)
#Логос #Слово Божье #Иисус христос #новый завет #христианство #библия #богословие #библеистика #тайны мироздания