Найти тему
Толкачев. Истории

Джокер в новом исследовании образа ученым Трэвисом Лэнгли

Оглавление

О.Голишников
О.Голишников

Откровенно говоря, лучше, чем в детстве я никогда уже не смог познать разницу между добром и злом.

Есть понятие "тонкая голубая линия", так американские полицейские называют границу между законом и нарушением закона. Кому близка тема, подтвердит, "чуть левее/правее наклон и уже не спасти".

И судя по всему, линия становится тоньше, когда мы увлечены притягательностью зла. Но она почему-то не становится крепче, и когда мы от зла отвернулись...

Меня на самом деле захватила проблема зла. Отчего оно так притягательно? (Автор)

Из книги Трэвиса Лэнгли и Майкла Услана "Джокер. Безумный король преступного мира"

О.Голишников
О.Голишников

Когда в 1940 году в Америке три автора комиксов придумали Джокера (Джерри Робинсон, Билл Фингер и Боб Кейн), он явился миру из "человека, который смеется" (помните одноименное произведение Виктора Гюго?) Из человека, получившего глубокую детскую травму, но способного нести добро и любить. Из по сути доброго человека – неуправляемый злодей; псих, во многом непонятный науке; хладнокровный маньяк, ускользающий от ответственности; и, наконец, дьявольски смешной клоун, за которым хочется следить куда дольше и внимательнее, чем за Бэтменом, который родился на год раньше, но явно уступает своему вечному визави в битве за внимание публики.

И если проследить за чередой комиксов, романов, кинофильмов и мультсериалов, то один герой все банальнее, а другой..., мягко скажем, все оригинальнее.

Надо ли говорить о ком идет речь?

Но вся штука в том, что они нужны нам оба, как две половинки чего-то целого и неделимого. Следовательно, с каждым новым фильмом или книгой Джокер и Бэтмен все нужнее друг другу.

"Я никогда не смогу тебя убить, Чем бы я занимался без своего напарника?" (Джокер Бэтмену)

Лэнгли о том, зачем нужен Джокер

О.Голишников
О.Голишников

Крайне интересным наблюдением о популярности Джокера высказывает автор исследования этого персонажа и названной книги.

Трэвис Лэнгли говорит о том, что после слов "мама" и "папа" он произнес "Бэтмен". С годами любимый герой и защитник всех сирых и убогих в воображении доктора философии и профессора психологии Лэнгли уступил место Джокеру.

Джокер с настойчивостью и энергией безумца планирует преступления, держащие в страхе Готэм-Сити, и сражается с Бэтменом. Страх приобретает новые черты, это понятно. Но зачем следить за ним миллионам зрителей, да еще с маниакальным упорством.

Лэнгли утверждает: "Наши герои учат нас быть лучше... Потому что даже если нам никогда не дано понять страшнейших чудовищ этого мира, мы надеемся научиться лучше предвидеть, отлавливать и останавливать их...Может быть мы даже выясним, как не дать некоторым людям стать монстрами в принципе."

Лэнгли, противоречащий Лэнгли

О.Голишников
О.Голишников

Но в книге автор сам же опровергает свое утверждение, когда предлагает выяснить сколько джокеров в нашей колоде, очевидно, не сомневаясь, что избавиться от него в принципе нельзя. Когда рассказывает, как Джокер умен, обаятелен и притягателен.

А как Харли Квинн, пытавшаяся излечить Джокера, влюбилась в него так сильно, что добровольно нырнула в чан с химикатами? А как Джокер затягивает в свой темный мир все ту же Харли, ставшую королевой криминала? Это все о чем?

Как сказано в первоисточнике "Batman №1 (1940): "и опять хозяин преступного мира крадется по улицам города..."

Понять его невозможно, только изучать... , но он всегда ускользает.

Обратимся к классике.

"...Самый древний и самый сильный страх – страх неведомого". (Лавкрафт)

Видимо в этом все дело. Человек всегда стоит перед неведомым, значит, всегда будет испытывать страх. Героям, порождающим страх, остается только смеяться над нами.

Вот что отделяет меня от остального мира. Всего-навсего один плохой день. (Джокер)

А если подойти с другой стороны. Скажем, человек познал природу зла, и Джокер ему скучен... Что дальше? Не крадется ли Джокер в этот момент за ним? Можно ли уверовать в жизнь без противоречий, без борьбы добра со злом? Конец Джокера означает конец Бэтмена, и наоборот.

О.Голишников
О.Голишников

Вспоминается фильм "Убить дракона"

Евгений Шварц (пьеса), Григорий Горин (сценарий) и Марк Захаров (режиссура)

―Ты что, не слышал про нашего Дракона?
―Он не слышал.
―Я нездешний.
―Ну и что? Все обязаны знать нашего Дракона.

И далее...

―Единственный способ избавиться от Дракона - это иметь своего собственного.

О.Голишников
О.Голишников

Жизнь соткана из противоречий. Изучая дракона исследователь ему повинуется и становится чем-то на него похожим. Забывая дракона, оптимист убедится, что ему лучше быть пессимистом. Но убив дракона, убийца встает на его место. От образа Дракона Шварца к образу Джокера дорожка короткая. Нет сомнений, Джокер одно из современных воплощений дракона.

Но пока писал, тонкая голубая линия моего понимания добра и зла стала еще тоньше...

А как у вас?

Фото: Олег Голишников

 #фильм

#кино

#джокер

#культура

#фотография

#дракон

Ваш канал "Напиши шедевр"