Найти тему
Андрей Мятиев

На парашюте... С велосипедом... Британский десантный велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея.

Интереснейший экспонат Веломузея Андрея Мятиева – английский складной армейский десантный велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года выпуска.

Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Британская фирма BSA из города Бирмингем в 1940 году разработала специальный велосипед для воздушно-десантных частей Британского Содружества. Требования военных были достаточно жесткими: велосипед должен быть складным, легким и максимально компактным для того, чтобы его удобно было разместить в десантном планере, а парашютист мог выброситься из самолета вместе с велосипедом на парашюте или же выбросить велосипед отдельно на транспортном парашюте. Основная задача велосипеда – обеспечить десантнику возможность быстро покинуть место приземления и мобильно перемещаться для выполнения боевого задания.
Компания BSA, имевшая огромный опыт по части разработки и производства оружия, велосипедов и мотоциклов, создала велосипед, вполне удовлетворивший военных и начала серийное производство складных веломашин, взятых на вооружение воздушно-десантными частями и получивших официальное название BSA Airborne Bicycle.

Позднее эту модель стали называть «BSA Para Bike». Всего было изготовлено и передано военным около 70000 веломашин. Велосипед имел 26-дюймовые колеса и весил около 12 килограмм. Рама складывалась вдвое, руль можно было свернуть вбок, а педали, состоящие из одних осей, вдвигались внутрь.

Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
-6

Все это обеспечивало компактность и удобство при транспортировке и выброске с парашютом. Во время Второй Мировой войны велосипеды применялись не только британскими и канадскими десантниками, но и пехотинцами, коммандос и даже танкистами, что зафиксировано на фотографиях, сделанных во время сражений. Первое боевое крещение велосипеды получили во время операции коммандос в Норвегии осенью 1940 года. Отмечено использование «Парабайков» канадскими пехотинцами во время высадки на Сицилию в 1943 году. Самый известный период боевого использования велосипедов, это, конечно, знаменитый D-Day! Во время высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го велосипеды применялись воздушными десантниками, но в большей степени пехотинцами во второй волне высадки, когда уже были захвачены плацдармы на берегу.

Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В СССР было завезено несколько BSA Airborne Bicycle еще в начале 1942 года – в числе военного имущества, предлагаемого союзниками по программе Ленд-Лиза. Велосипеды были испытаны, но от их поставок наши военные отказались, найдя их малоэффективными, применительно к нашим театрам военным действий и существующей военной доктрине. После окончания войны компания BSA реконструировала «Парабайк», избавившись от складных педалей, а со временем и от механизма складывания рамы и предлагала его в качестве подросткового велосипеда. Интересен также факт, что после Второй Мировой войны в Дании организовали выпуск несколько упрощенной версии BSA Airborne Bicycle и эти велосипеды некоторое время состояли на вооружении датских воздушно-десантных частей. Имеющийся в коллекции Веломузея BSA Airborne Bicycle сохранился в превосходном состоянии и полном аутентичном комплекте, включая покрышки и камеры колес, а также аутентичный инструмент и насос. Для нашего времени велосипед в таком состоянии очень редок и представляет большую историческую ценность!

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!

Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.