Интереснейший экспонат Веломузея Андрея Мятиева – английский складной армейский десантный велосипед BSA Airborne Bicycle 1942 года выпуска.
Британская фирма BSA из города Бирмингем в 1940 году разработала специальный велосипед для воздушно-десантных частей Британского Содружества. Требования военных были достаточно жесткими: велосипед должен быть складным, легким и максимально компактным для того, чтобы его удобно было разместить в десантном планере, а парашютист мог выброситься из самолета вместе с велосипедом на парашюте или же выбросить велосипед отдельно на транспортном парашюте. Основная задача велосипеда – обеспечить десантнику возможность быстро покинуть место приземления и мобильно перемещаться для выполнения боевого задания.
Компания BSA, имевшая огромный опыт по части разработки и производства оружия, велосипедов и мотоциклов, создала велосипед, вполне удовлетворивший военных и начала серийное производство складных веломашин, взятых на вооружение воздушно-десантными частями и получивших официальное название BSA Airborne Bicycle.
Позднее эту модель стали называть «BSA Para Bike». Всего было изготовлено и передано военным около 70000 веломашин. Велосипед имел 26-дюймовые колеса и весил около 12 килограмм. Рама складывалась вдвое, руль можно было свернуть вбок, а педали, состоящие из одних осей, вдвигались внутрь.
Все это обеспечивало компактность и удобство при транспортировке и выброске с парашютом. Во время Второй Мировой войны велосипеды применялись не только британскими и канадскими десантниками, но и пехотинцами, коммандос и даже танкистами, что зафиксировано на фотографиях, сделанных во время сражений. Первое боевое крещение велосипеды получили во время операции коммандос в Норвегии осенью 1940 года. Отмечено использование «Парабайков» канадскими пехотинцами во время высадки на Сицилию в 1943 году. Самый известный период боевого использования велосипедов, это, конечно, знаменитый D-Day! Во время высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го велосипеды применялись воздушными десантниками, но в большей степени пехотинцами во второй волне высадки, когда уже были захвачены плацдармы на берегу.
В СССР было завезено несколько BSA Airborne Bicycle еще в начале 1942 года – в числе военного имущества, предлагаемого союзниками по программе Ленд-Лиза. Велосипеды были испытаны, но от их поставок наши военные отказались, найдя их малоэффективными, применительно к нашим театрам военным действий и существующей военной доктрине. После окончания войны компания BSA реконструировала «Парабайк», избавившись от складных педалей, а со временем и от механизма складывания рамы и предлагала его в качестве подросткового велосипеда. Интересен также факт, что после Второй Мировой войны в Дании организовали выпуск несколько упрощенной версии BSA Airborne Bicycle и эти велосипеды некоторое время состояли на вооружении датских воздушно-десантных частей. Имеющийся в коллекции Веломузея BSA Airborne Bicycle сохранился в превосходном состоянии и полном аутентичном комплекте, включая покрышки и камеры колес, а также аутентичный инструмент и насос. Для нашего времени велосипед в таком состоянии очень редок и представляет большую историческую ценность!
Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!