«Рудольф Нуреев. Жизнь», Джули Кавана
Исчерпывающая биография Рудольфа Нуреева, которую журналист и балетный критик Джули Кавана написала на основе массивного фактографического, архивного и эпистолярного материала. Джули аккуратно, но правдиво изобразила душу гения танца на фоне сложных поворотов его жизни и поисков своего уникального места в мире искусства.
«Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода», Габриэле Кляйн
Как менялось искусство Пины Бауш — легенды танцевального театра? Из кого состояла команда ее Танцтеатра и как проходили репетиции? Что могут рассказать постановки Пины о состоянии общества 1970-2000‑х годов? На все эти вопросы в своей книге отвечает теоретик танца Габриэле Кляйн.
«Вацлав Нижинский. Его жизнь, его творчество, его мысли», Гийом де Сард
Книга об одном из ведущих участников Русского балета Дягилева — русском танцовщике польского происхождений Вацлаве Нижинском. «Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве» — говорил о танцовщике Жан Кокто. Его творческая жизнь была недолгой, всего 10 лет, но очень яркой: он открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Об этом, а также о личной жизни Вацлава повествует книга.
«Я, Майя Плисецкая», Майя Плисецкая
Майя Плисецкая откровенно описывает свою жизнь, связанную с балетом и Большим театром, и говорит о своих коллегах — артистах, музыкантах, режиссерах и других известных современниках.
«Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России», Анна Козонина
Масштабное исследование истоков и методов неконвенционального российского танца.
Что такое танц-перформанс и кто такие танц-художники? Что такое танец модерн, постмодерн, не-танец и какое отношение они имеют к постсоветской истории? Анна Козонина ищет ответы на эти и другие вопросы, обращаясь к работам московских и петербургских хореографов 2010-х, а также к примерам из американского и европейского танца.
Честная автобиография хореографа Аллы Сигаловой. Алла вспоминает репетиции, спектакли, гастроли, и, конечно, людей, которые были рядом: Романа Козака, Сергея Вихарева, Алексея Овечкина, Олега Ефремова, Михаила Барышникова и др. Книга отлично написана — искренне и с любовью.
«Исчерпывая танец. Перформанс и политика движения», Андре Лепеки
Теоретик и куратор Андре Лепеки исследует творчество современных хореографов, которые изменили танцевальную сцену Европы и США: Жерома Бёля (Франция), Хуана Домингеса (Испания), Триши Браун (США), Марии Ла Рибо (Испания), Ксавье Ле Руа (Франция, Германия) и Веры Мантеро (Португалия).
Отлично написанная автобиография Айседоры Дункан — американской танцовщицы и супруги С. А. Есенина. Она была одной из основоположниц школы «модерна» и основала хореографическую школу в Москве.
«Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу», Нина Аловерт
Увлекательная книга о легендарном русском танцовщике Михаиле Барышникове, его личной жизни, друзьях, непростых взаимоотношениях с руководителями Кировского театра и балетной труппы. Биографию написала известный балетный фотограф и критик Нина Аловерт. Она была свидетельницей начала творческого пути Барышникова в Кировском театре, а с 1977 года — и на Западе.
А какую книгу про танцы и танцоров вы можете порекомендовать?