На какие моменты и в каком возрасте малыша родителям нужно обратить внимание?
- Есть определенные этапы формирования речи, - говорит педиатр Инесса Мисюра, заместитель главного врача филиала «Поликлиника.ру» по педиатрии. - Вначале это гуление, лепет.
К одному году ребенок должен произносить до 8 слов. Но если он не лепечет, не говорит, то необходимо комплексное обследование у лор-врача и невролога для исключения глухоты. Если нарушений развития не выявлено, то просто консультация логопеда будет очень полезной для родителей.
В два года, если ребенок говорит менее 10 слов, даже если родителям кажется, что он «все понимает», обращение к логопеду необходимо.
К 2,5 годам у ребенка должна сформироваться так называемая элементарная фразовая речь. Малыш уже может начать говорить простыми предложениями, увеличивается и словарный запас. Минимально на втором году жизни ребенок должен хотя бы иметь и употреблять в речи небольшой запас слов. Если этого не происходит, значит, речевое развитие существенно отстает от нормы. «Разговориться» поможет логопед.
К 3 годам ребенок должен употреблять фразы, предложения. Желательно, что бы в 3 года все дети были осмотрены логопедом.
К школе(6-7 лет) дети должны четко произносить все звуки родной речи, рассказывать стихи, составлять рассказ по картинке. Если речь вашего ребенка существенно отличается от современных норм, то, несомненно, следует обратиться к квалифицированному специалисту – детскому логопеду.
- Родители и педиатр должны обращать внимание на коммуникацию ребенка с самого раннего возраста, - считает Екатерина Кирюшина, врач-педиатр клиники «Docdeti». - К коммуникации относится не только непосредственно речь, но и мимика, жесты, гуление, лепет.
В каких случаях нужно обязательно обратиться к специалисту?
- Если малыш 6 месяцев не отвечает улыбкой на вашу улыбку, не гулит (не издает звуки «ааа», «ммм», кряхтение), не разглядывает ваше лицо;
- Если малыш к году не имеет лепетной речи (слоги, звукоподражания), не отзывается на имя, не понимает простых инструкций («иди сюда», «дай мне»), не реагирует на громкие звуки
- Если малыш к 1,5 годам не имеет нескольких простых слов («ма», «па», «ба», какое-то звукоподражание, обозначающее конкретное слово), не смотрит на родителя в непонятной ситуации, не смотрит в глаза, не имеет указательного жеста, не помогает себе мимикой и жестами там, где не хватает слов;
- Если в 2 года нет простых фраз («мячик - «бах», «киса - «мяу») и навыков коммуникации из предыдущего пункта.
Все это повод обратиться уже к неврологу. Он поможет разобраться, с чем мы имеем дело, почему у ребенка задерживается речь. Причин может быть много (нарушения слуха, РАС и другие расстройства развития, темповая задержка речи), иногда для их определения требуется дообследование (консультация сурдолога, консультация детского психиатра). И только после того, как мы определились с диагнозом в каждом конкретном случае, можно начать работу с логопедом, если это требуется в данный момент времени.
Обычно логопед начинает работу с детьми в 2-2,5 года, до этого момента ребенка сложно привлечь к занятиям. Консультация с родителями может быть проведена в более раннем возрасте: на ней специалист объясняет, как родители могут помочь своему ребенку дома самостоятельно.
Еще больше статей о развитии детей - читайте на нашем сайте!