Найти в Дзене
GoodbookS

Стоит ли работать в книжном магазине? Плюсы и минусы. Расскажу всё, что смогу вспомнить. Часть №1

Оглавление

Введение

Для начала хочу признаться в обмане. Да именно так, статья начинается с грязного обмана. Но не торопитесь закрывать её. Признаюсь, я работал не совсем в книжном магазине. Скорее это был мультимедийный магазин. Там продавались сладости, игрушки, конструкторы «Lego», игровые консоли, камеры «GoPro», канцелярские принадлежности, музыкальные пластинки и в том числе книги. Именно в книжном отделе я проработал чуть больше четырёх месяцев. Я опишу всё, что смогу вспомнить. И главное, дам вам ответ, стоит ли работать в таком магазине.

Да или нет?

Конечно же – да. Вот так сразу я даю ответ. Но не потому что я так сказал, или кто-то ещё. Как давно вы хотели что-то попробовать? Как часто вы говорили себе: «Попозже», а потом: «Уже поздно». Просто попробуйте. Вы конечно прислушивайтесь к советам, но свой личный опыт он бесценен. Поэтому если вы давно хотели начать фотографировать, рисовать, испечь торт, петь ну или поработать в книжном магазине, просто действуйте. Не получится, ну от этого никто не умрёт. А так, может вы найдёте дело, которым заболеете на долгие годы. И ваша жизнь станет чуточку прекрасней.

С мотивацией закончили. Теперь я постараюсь рассказать всё по порядку. Надеюсь, мой опыт поможет вам.

Как устроится?

На самом деле ответ прост, но не так очевиден. Просто прийти в магазин и сказать - «Вот он я, а это моё огромное желание работать здесь», скорей всего не получится. Обычно если подобный магазин ищет работников, то он размещает вакансии на разных сайтах. Лично я наткнулся на подобное объявление в «hh». Я отправил им своё резюме, и через пару дней мне пришло сообщение. В нём говорилось, что меня приглашают на собеседование, дата, время и место.

Так совпало, что я уволился с работы, которая просто морально меня опустошила. Я уволился и буквально через несколько дней наткнулся на вакансию. Я подумал – «Хм, А почему бы и да? Пофиг!». Часто, проходя мимо этого магазина, я задумывался – «Интересно было бы здесь поработать, каково это?». И так многие годы я проходил мимо.

Собеседование

Собеседование было назначено на 10:00. В 9:30 я был уже на месте. От моего дома до магазина был примерно час езды на автобусе (это зависело от пробок). На собеседовании, помимо меня было ещё человек десять. Нам раздали небольшие анкеты с вопросами. Вопросы были вроде: Как вас зовут? Сколько вам лет? Место рождения? В каком отделе хотите работать? И всё в таком духе. Позже пришла женщина, которая нас так сказать «вербовала». После заполнение анкет она опросила каждого по очереди. Вопросы были практически те же, что и в анкете. Только мы говорили чуть подробнее. Когда очередь дошла до меня, я рассказал: где учился, кем работал, и какой отдел я бы предпочёл. Я сказал, что хочу в книжный. Она предупредила, что в книжном очень сложно. А я сказал что меня это не пугает.

Забегая вперёд, могу сказать, что ваши пожелания могут учитывать. В каком филиале хотите работать, и в каком отделе. Но назначать вас будут исходя из нужды. И ваше желание будет играть далеко не главную роль. Нужно быть готовым к тому, что вместо центрального филиала и книжного отдела, вас отправят на другой конец города в канцелярию.

В итоге из тех, кто сдавал анкеты, осталось примерно половина и нас разослали по филиалам, как стажёров. Стажировка длилась неделю. Лично мне повезло, я попал в тот филиал, куда и хотел.

Я не разбираюсь в литературе, можно ли мне устроится в книжный?

Хороший вопрос. Расскажу лично про себя и моих знакомых. Когда я пришёл устраиваться в книжный магазин, о книгах я знал только то, что их печатают на бумаге и «многа букаф». Конечно, я утрирую, однако книги, которые я прочёл за всю жизнь, можно было посчитать на пальцах одной руки. Как не странно, но если есть желание, интерес и внутреннее рвение, то во всё это можно погрузиться и получить не только новые знания и опыт, но и не меньшее удовольствие. Так же я знал не мало людей, которые пришли в магазин с таким же багажом знаний каким и я. У кого-то был ограничен вкус, например: кто-то читал только классическую русскую литературу, а кто-то прочёл всего пару книг по психологии. Главное не бояться работы. Постарайтесь не теряться и не бойтесь говорить – «Я не знаю, подскажи, покажи, научи». И всё у вас получится!

Чему учат во время стажировки?

Когда вы только приходите на стажировку, вам выдают форму (обычно это майка), администратор закрепляет каждого стажёра за опытным продавцом-консультантом. Мне Администратор прямо так и сказал – «Ходишь вот за ним хвостиком, он на обед и ты с ним, он в туалет и ты с ним».

Мне очень повезло с «наставником». Это был молодой парень, который очень хорошо разбирался в литературе. Он сказал мне, что первым делом нужно знать книги, которые стоят на видном месте. Все бестселлеры, хиты продаж и обязательно новинки. Ещё желательно выучить «Нобелевских лауреатов». Они занимали буквально один стеллаж. Он посоветовал мне переписать на листок всех писателей и их произведения со стеллажа «Нобелевских лауреатов». А после, на другой чистый лист выписать всех кого запомнил. На удивление буквально с первого раза по памяти выписал довольно многих. Позже он мне сказал, что желательно знать авторов больших серий книг, например: Дэн Браун, Ю Несбё, Джоан Роулинг, Стивен Кинг и тд.

Возможно вы спросите – «Ничего себе! Это столько книг нужно прочитать?». На самом деле нет. Как мне объяснил мой «Наставник», главное знать названия и авторов, и знать о чём книга, что бы ты мог рассказать о ней.

Конец стажировки. Финальный тест «There can be only one»

На самом деле не обязательно останется только один. Просто захотелось вставить цитату из фильма «Горец». Хотя бывало и не раз, что из двадцати желающих по итогу оставался один.

Но вот закончилась неделя, вам назначила дату и время. Это было небольшое тестирование, и финальное собеседование уже непосредственно с главным по персоналу. Тесты были не особо сложные. Пример вопросов: назовите 5 любых издательств, назовите актёров, получивших премию «Оскар» за лучшую роль и тд. Если вы увлекаетесь кино и медиа, то проблем не будет. А если вы переволнуетесь, и у вас всё вылетит из головы то не страшно, никто бить вас не будет. Всё равно решающую роль сыграет опрос главного по персоналу. Назову его условно «Биг Босс». Так вот, Вопросы он мог задавать совершенно разные. От «Какую книгу сейчас читаешь?» до «Игал в WarCraft 3?».Так же «Биг Босс» Обязательно задаст пару вопросов по продукции. И исходя из того как вы умеете, подавать информацию и себя, исходя из ваших знаний, а так же желания, он уже будет распределять по филиалам. А с кем-то и вовсе попрощается.(Press F)

Лично мне повезло. Я не только смог пройти тестирование, но так же смог остаться там, где и хотел. Там же, где была стажировка.

Испытательный срок

Поздравляю, вы прошли все испытания, теперь вы продавец-консультант в книжном отделе. Ближайший месяц к вам будут относиться снисходительно. Поскольку вы новичок и многое не знаете (во всяком случае, так было у меня и тех, кого я знал). А так же вы получите фиксированную оплату в конце месяца (без % от продаж). Но по истечению испытательного срока вы перейдёте уже на проценты. Вам выдадут форму, бейдж с вашем именем. На бейдже будет написано «Стажёр».

Рабочие будни

Было два рабочих Графика, с 10:00 до 22:00 и с 12:00 до 00:00. Смены чередовались. Например, сегодня вы с 10:00, а завтра и через день с 12:00. Каждый месяц составлялся график, его распечатывали каждому сотруднику. И так ты мог посмотреть расписание на каждый день. Запланировать свои выходные и рабочие дни. В общей сложности выходил график 4/3. Но это мало что значило, потому что у тебя могло выпасть пять выходных подряд, или пять рабочих дней подряд. Короче говоря, каждый месяц тебя ждал сюрприз.

И так, рабочий день начался. Желательно приезжать раньше. Например, если мне к 10:00, то я приезжал к 9:30. Я не спеша переодевался, готовился и выходил в зал. Дежурный Администратор собирал всех на пятиминутку. Он сверял списки, смотрел все ли на месте. У всех ли опрятный внешний вид. Потом был небольшой разбор полётов, обзоры поступления новинок, планы, акции и тд. После все расходились по рабочим местам. Обычно заступало по три консультанта на каждый отдел. Распределялись так, один на центральном ходе, другой в центе зала, а третий стаял на другом ходе ну или если не так много покупателей, то он помогал с поиском книг для интернет заказов. Самое главное это была работа с покупателями. Мы как консультанты обязаны помочь покупателю. Например, найти книгу или проводить его к интересующей продукции. Так же очень важно соблюдать порядок на стеллажах. Нужно смотреть, что бы все книги были расставлены по своим местам. Не допускать, что бы книга стаяла не в своём жанре, например: «Чарльз Буковский стоял в детской литературе». Так же приходилось собирать книги по всему залу, поскольку покупатели могли читать книги прямо в магазине, и не ставить их на место.

И по ходу работы я понял, что нет официального разделения на отделы. Все мы консультанты и носим одинаковую форму. Но поскольку объём продукции очень большой, условно мы занимались только одним отделом. Если, например покупатель спросит у меня масленую краску, то я его провожу до канцелярии и передам консультанту, который куда лучше меня знает про масленые краски. Но бывали ситуации, когда приходилось искать самому. И так мы работали до обеда. Часы обеда мы делили межу собой, что бы два консультанта были в зале. Обед длится час. Да я забыл уточнить. Работа стоячая. Нельзя сидеть и уж тем более лежать в зале. Есть возможность выйти на десяти минутный перекур. Но перекуры ты можешь брать только с промежутком в час. А когда было много покупателей, то вовсе забываешь про перекуры. По началу ноги будут просто отваливаться. Связки ныть и всё о чём вы будете мечтать, так это о горячей ванне в конце рабочего дня. Но и на этом не всё. Так же вам придётся разбирать коробки книг, развозить их, расставлять по стеллажам. И чем больше магазин, тем больше будет книг. На фото представлено среднее количество книг.

-2

Испытательный срок закончился довольно таки быстро. За работой и новыми впечатлениями время пролетело незаметно. Так вышло, что мне удалось много чего вспомнить. Но из-за большого объёма придётся поделить статью на несколько частей. В следующих частях я затрону тонкости работы, коллектив, трудности, конфликты с начальством, юмор, смешные ситуации, необычных покупателей, странные просьбы, и конечно же служебные романы.

Благодарю за просмотр!

Конец первой части.

Вторая часть!