Моя жена — прекрасный специалист в сфере информационных технологий, знает два языка программирования. Большинство ее коллег — мужчины. Несмотря на то что она выполняет точно такую же работу и делает ее не менее качественно, ее зарплата ниже почти на 40%.
Когда я об этом узнал, я тут же решил разобраться, как так вышло.
Жена не любит говорить о работе, но мое искреннее удивление ее тронуло, поэтому она рассказала мне все максимально подробно. Я сразу подумал, что, наверно, она сама запросила скромную зарплату, когда устраивалась на работу, и она подтвердила мои слова. «Понимаешь, — сказала жена, — я как-то застеснялась, все-таки в остальном условия были выгодными, и мне очень не хотелось рисковать. Да и в своих способностях я сомневалась, хотя теперь вижу, что многие коллеги оказалась куда менее профессиональными».
Кроме того, коллеги-мужчины гораздо легче подружились с начальником. Особенно это касается курящих коллег, которые имеют возможность решать свои вопросы во время перекуров. Я и по своей работе знаю, что перекуры уравнивают всех, а некурящим подлизаться к курящему начальнику куда сложнее — не будешь же просто торчать рядом без сигареты.
Да и вообще моя жена предпочитает держать дистанцию и общаться со всеми формально. В том числе и потому, что боится приставаний и нежелательного внимания, все-таки она одна из двух женщин в мужском коллективе.
Естественно, что коллеги-мужчины, вставшие на приятельскую ногу с начальником, не стесняются просить надбавки к зарплате. Не только по дружбе, но и потому что у них больше амбиций. «Понимаешь, — объяснила жена, — мужчин так воспитывают, что работа — это главное в жизни. А я никогда так не считала, мне, наоборот, говорили, мол, главное мужа хорошего найди».
При этом начальство мою жену ценит и порой даже ставит в пример другим. Тем не менее на достойную зарплату начальник скупится куда больше, чем на хорошее слово.
Я обдумал все, сказанное женой, и вспомнил множество примеров из своей жизни, подтверждающих эту ситуацию. Женщин действительно берут на работу куда менее охотно, и те потом всеми силами держатся за место, боясь лишний раз высунуться. Начальство понимает это и пользуется случаем. Особенно это касается молодых женщин, которые могут уйти в декрет.
Даже мою сорокалетнюю сестру-чайлдфри не взяли на хорошее место по этой причине: «А вдруг родите? Сейчас вон все поздно рожают». Я никогда не считал это справедливым, но как-то не задумывался, что из этой проблемы вытекает ряд других.
Мы поговорили с женой, и она решила, что непременно попросит надбавки. Легко действовать, когда справедливость на твоей стороне. Может, начальство сначала и поартачится, но наверняка уступит — терять такого ценного специалиста они не захотят.
Сталкивались ли вы или кто-нибудь из вашего окружения с подобными несправедливостями на работе?