Найти в Дзене

Низкопольные поезда или высокие платформы?

"Зачем нам низкопольные поезда, лучше построить все платформы высокими"(с)

Вот карта высоты платформ. Эта карта наглядно показывает, где во Владимирской области действительно достаточно достроить высокие платформы и не париться, а где нужно озаботиться в первую очередь закупкой низкопольных поездов.

На схеме все понятно. Желтый – высокие платформы и участки с ними, красный – низкие, красно-желтый – станции с обоими типами платформ.
На схеме все понятно. Желтый – высокие платформы и участки с ними, красный – низкие, красно-желтый – станции с обоими типами платформ.

Итак.

Сначала пройдемся по высоким платформам.

  • Горьковская ЖД – на большинстве станций высокие платформы. Отсутствуют высокие платформы только в Коврове, где их физически негде разместить, также на небольших станциях, куда прогресс "еще не дошел". Оптимальным решением будет строить на этом маршруте высокие платформы и продолжать эксплуатировать полностью высокопольные поезда.
  • Казанский ход от Москвы до Вековки – платформы высокие, кроме Вековки. Поездов на этом направлении не так много, но некоторый поток есть (обычно, с пересадкой в Вековке на электричку до Мурома). На этой линии также будет логично оставить высокопольные поезда и высокие платформы.
  • Ярославское направление имеет высокие платформы только до Александрова (в Александрове, разумеется, платформы низкие), этот участок задевает Владимирскую область вообще краем.
Я тут написал "высокие платформы", и это верно по ГОСТу, но неверно по сути: платформы эти имеют высоту 1,1 метр, в то время как электрички имеют высоту пола 1,3 и 1,4 метра, т.е. зазор по высоте 20 и 30 см соответственно, и это еще без учета зазора по ширине (а он такой, что бывали случаи, что в него проваливались люди). Разумеется, ни о какой безопасности тут речи не идет, об удобстве тоже. Поднять и перенести тележку, велосипед, коляску через этот зазор – удовольствия мало.
Поэтому, в России необходимо разработать поезд с
высотой пола 1,1 м от УГР, чтобы посадка с высоких платформ происходила в одном уровне.
Вовсе не факт, что высокая платформа обеспечит отсутствие зазора. При нормативной высоте платформы (1100 мм от УГР) и эксплуатации по ней поездов РА-1, 2, 3, "Ласточка", "Финист", ЭП2Д, ЭП3Д и более старых поездов зазор весьма значителен. (здесь и далее, фото из открытых источников)
Вовсе не факт, что высокая платформа обеспечит отсутствие зазора. При нормативной высоте платформы (1100 мм от УГР) и эксплуатации по ней поездов РА-1, 2, 3, "Ласточка", "Финист", ЭП2Д, ЭП3Д и более старых поездов зазор весьма значителен. (здесь и далее, фото из открытых источников)

Теперь посмотрим на линии с низкими платформами.

  • Участок большого московского кольца от Александрова до Орехово-Зуево – электрифицированная ЖД с низкими платформами и стабильно большим пассажиропотоком, электрички тут нужны только низкопольные.
  • Ярославские направление от Александрова на север, все платформы низкие. Электрички тут ходят только до Ярославля, так что замена ПС – не нашей области проблема.
  • Казанский ход от Вековки до Мурома – электрифицированная двухпутная ЖД с низкими платформами. Единственные высокие платформы на "Городской" в Муроме, но в связи с тем, что, очевидно, дешевле запустить низкопольные электрички, чем перестраивать чуть ли не 20 платформ, "Городскую" лучше саму реконструировать и оснастить низкими платформами. Что касается Вековки, где останавливаются электрички как с участка с высокими платформами, так и с участка с низкими, то на ней следует одну из островных платформ сделать высокой, остальные оставить низкими. Электропоезда с низким уровнем пола ЭП5ДА, подходящие на этот маршрут, находятся сейчас в разработке.
  • ЖД Владимир – Тумская. Это однопутная ветка, на которой из 21 платформы 20 низкие, и только в Гусе-Хрустальном ближняя к зданию вокзала платформа высокая (во Владимире поезд прибывает на низкую 4-ю платформу). Очевидно, нужны низкопольные дизель-поезда.
  • ЖД Ковров – Муром. Все 24 станции имеют только низкие платформы, поэтому также нужны только низкопольные дизель-поезда.
  • ЖД Бельково – Кольчугино – Иваново. На всех станциях платформы низкие, но запуск низкопольного поезда – забота Ивановской области, там ивановские поезда ходят.
  • ЖД Ковров – Иваново. Все платформы низкие, но выбор подвижного состава, опять же, оставим ивановским властям, им там ближе.
Низкие платформы – это значит платформы высоты 200 мм (20 см) и ниже. Понятно, что при высоте пола в имеющихся в России вагонах 1,4 метра приходится подниматься по очень крутой и узкой лестнице на целый 1,2 метра. И это только на самых обустроенных станциях, потому что на остальных это может быть просто небрежно брошенная на насыпь бетонная плита с табличкой, тогда лезть еще выше.
В низкопольных поездах высота пола от 550 до 650 мм, т.е. при посадке с низких платформ вертикальный зазор составит более 35 см (частично покроется выдвижной ступенькой). Для того, чтобы обеспечить одноуровневый вход в поезд, необходимо будет постепенно реконструировать платформы, поднимая их до высоты 550 мм (55 см). На основных вокзалах это нужно делать уже сейчас, на более мелких станциях в порядке уменьшения значимости.
А посадка в высокопольный поезд с низкой платформы превращается для пассажиров с габаритным багажом в настоящее испытание.
А посадка в высокопольный поезд с низкой платформы превращается для пассажиров с габаритным багажом в настоящее испытание.

Далее, у нас в области есть ряд железных дорог, которые для пассажирского движения не используются, но могут. Сюда же относятся и разобранные или заброшенные железные дороги.

  • Ветка Волосатая – Андреево (или до Болотский) – это кусок ЖД Волосатая – Судогда. При восстановлении участка Андреевское – Муромцево длиной 16 км станет возможно запустить рельсовый автобус Ковров – Судогда (на самом деле, лучше восстановить ветку до завода и мкр "Красный Химик", это на 7 км больше, зато ЖД зайдет прямо в город почти до автостанции). Очевидно, что поезд должен быть только низкопольный.
  • Ветка Бутылицы – Злобино, остатки ЖД Бутылицы – Меленки, имеет смысл ее восстановить и запустить поезд Меленки – Муром. Этот поезд должен быть не только низкопольным, но и довольно скоростным, чтобы доезжать до Мурома быстрее автобуса.
  • Ветка Уршельский – Черусти – это подъездная ЖД завода Красное Эхо. Пассажирского сообщения тут никогда не было, но существовала практика прицеплять к товарному поезду вагон и совершать рейсы в грузопассажирском формате. Здесь движение если и имеет смысл восстанавливать, то только как инициатива собственников завода.

На всех восстанавливаемых линиях не будет возможности строить высокие платформы на каждой станции: это дорого, а столь больших пассажиропотоков просто нет. Поэтому платформы будут строиться высотой 550 мм, а на первых этапах вообще будут представлены деревянными временными настилами.

А вот такой зазор между перроном и полом низкопольного поезда при высоте платформы 550 мм. Можно даже завезти чемодан на колесиках, не поднимая его.
А вот такой зазор между перроном и полом низкопольного поезда при высоте платформы 550 мм. Можно даже завезти чемодан на колесиках, не поднимая его.

В общем, думаю, что вам теперь понятно, на каких маршрутах нужно просто построить высокие платформы и продолжить использовать высокопольники, а где придется закупать низкопольные поезда. И...нет, это не так дорого, как нас пугают. Тем более, что на комфорте и безопасности экономить нельзя.

#поезда #вокзалы #безопасность #низкопольные поезда #средние платформы #железные дороги