Найти в Дзене
Просто Училка

Таблица умножения. Зубрить – поворот не туда. Сравниваем два метода

Оглавление

Когда у второклассников начинается тема "Умножение", я всегда внутренне готовлюсь к разговору с родителями. Опять сейчас придётся объяснять необходимость навыков сложения и вычитания. Опять доказывать важность знания состава десятки.

Я даже сейчас пишу и внутренне готовлюсь. Знаю, что многие со мной не согласятся. А вы попробуйте до конца дочитать, а потом поспорите, если сочтёте нужным.

Я не только работаю с ребятами как репетитор, но и анализирую, почему у того или иного ученика провал с математикой. Так вот, самый первый камень преткновения, самая ранняя серьёзная причина неуспеха таблица умножения.

Сравню с неправильно сросшимся переломом. Вроде починилась нога, только походка неровная, и на погоду коленка ноет.

Метод №1. Механическое зазубривание

Многие опрошенные ребята подтверждают, что учили таблицу умножения наизусть. Без понимания, не вникая, чисто механически. К чему приводит такой метод?

Я учил, но сейчас не могу вспомнить. Забыл.

Я это слышу и от пятиклассников, и от семиклассников. И от выпускников, бывает и такое. Не может быть? Да запросто, если заучивание проходило без понимания. Как стишок. А стихи мы рано или поздно забываем. Вот вспомните сейчас стихотворение из пятого класса? Точно же учили, да? Не вспомните. Знаю, сейчас кинетесь доказывать обратное. Ничего, я привыкла. Заодно литературу подтянем)

Школьная программа устроена таким образом, что все темы ходят по кругу и закрепляются. Точнее, так было. А сейчас учебники не ах, учителя перегружены, темы галопом проносятся, проверочных разных целая гора, ситуации всякие критические тут уж не до закрепления.

Поэтому да, забывают ребята то, что учили механически, не думая. Даже когда приходит осмысление таблицы (в восьмом классе, условно), понимание принципа действия, всё равно уже всё криво и косо.

Метод №2. Понимание плюс заучивание

Другое дело. Сначала надо донести сам принцип. Что такое умножение? А вы спросите у своих ребят. Пусть своими словами расскажут, пусть не как в учебнике. Справятся?

Если ответят, что умножение это удобное/быстрое сложение, будет очень славно.

Есть множество разных упражнений и тренировок. Видео выложу, можете посмотреть. И в интернете много материалов. И дома есть подручные средства, учебное пособие можно сделать из чего угодно. Я на монетках люблю эту тему давать. Но это кому как нравится.

Мы недавно с ученицей каштаны использовали. Раскладывали по кучкам и смотрели, как удобнее посчитать.

Любимое упражнение: лесенка. Вы считаете двойками до двадцати и назад. Тройками до тридцати и назад, и так далее. С одной стороны тренируете сложение и вычитание, доводите эти навыки до автоматизма, а с другой как будто набиваете в мозгу опорные точки, как будто намёточный шов делаете. Кто шил, тот поймёт.

Вы удивитесь, как после такого упражнения запоминание таблицы упрощается. Потому что тропинка проложена. С кочки на кочку уже легче.

Самая идеальная ситуация, при которой ребёнок не забудет таблицу никогда

Если он дойдёт до неё сам. Да-да, именно так. А почему вы удивились? Эта таблица к нам не из космоса прилетела. До неё додумались люди. А ребёнок тоже человек. Значит, сможет. Взрослые ведь для того и нужны, чтобы направлять, подталкивать, создавать условия для догадки, для открытия.

Мы сейчас с моей второклассницей уже почти подошли к моменту, когда она сама таблицу сможет синтезировать как необходимое орудие для упрощения сложения.

Тут настаивать не могу, большой труд. Но результат восхитительный. Проверяла неоднократно. Очень советовала бы.

Если пригодится информация про лесенку, буду очень рада))) И оценкам тоже буду рада. И подпискам👍