В самом начале хочу обозначить: даже знакомство с потрясающим романом "Отцы и дети" не смогло поколебить установку "Тургенев = "Бежит луг" = скука смертная".
Но пару дней назад мне сильно захотелось Тургенева. Очень боялась натурализма. А зря!
О сюжете
На первых страницах мы попадаем в дом семейства Калитиных, расположенный на одной из крайних улиц губернского города О...
И это - моментальное погружение в покой, весну, предвечернюю негу. Автор немного уходит в описание атмосферы, царящей в доме Калитиных, их саду. Но это не напрягает. Наоборот, - это наслаждение каждым словом, каждым оттенком, каждым мгновение и дуновением ветра.
В доме Калитиных проживают в основном женщины: престарелая тётушка, Марфа Тимофеевна; мать семейства, Марья Дмитриевна; дочери, Лизавета Михайловна и Леночка. Ну и слуги, конечно же.
Лизавету Михайловну стоит запомнить сразу - она и есть главная героиня.
Далее мы знакомимся с поятоянными гостями дома: Гедеоновский - старый враль, Паншин - возможный жених Лизы.
Также на сцене появляется Фёдор Иванович Лаврецкий - ещё один важный персонаж.
Именно на его отношениях с Лизой и завязана история.
Лаврецкий - жертва неудавшегося брака. Ему 35, жена изменила ему, он с не разошелся. Долго жил в Европе, и, наконец, вернулся в Россию, "землю пахать". И вот в доме своей кузины, Марьи Дмитриевны, Лаврецкий встречает невинное, доброе, непонятное существо - Лизу. И снова в нем рождается надежда на счастье.
Нужны ли спойлеры?
История о надеждах, которым не суждено сбыться. О том, что не всегда взаимная любовь - залог верного счастья.
Время было другое. Порядки другие.
Причём тут дворянское гнездо?
Сюжет сюжетом, но важно не только то, о чем здесь. Важно КАК.
Иван Сергеевич достаточно подробно говорит о судьбе каждого персонажа, о его родословной. Таким образом он иллюстрирует, как менялось дворянство. Как из "дикого барства" оно превращалось в напитанное зарубежными ценностями и нравами сословие.
Помимо дворянства мы видим и простых людей, загубленных в результате прикосновения к этому самому дворянству: постепенно увядшая Маланья, мать Фёдора Ивановича; Агафья, няня Лизы, в итоге исчезнувшая куда-то.
Не все так идеально, не все прекрасно. Сами дворяне - вечная иллюстрация "наживающих" и "проживающих" состояние. Но какую группу ни возьми, все они в той или иной степени несчастны.
А ещё для меня "Дворянское гнездо" - это ещё и о цикличности, о забвении, о том, что все проходит, и на смену всегда приходит что-то новое. И это новое не оглядывается назад. Оно живёт. Живёт до той поры, пока не изживет себя. А потом также исчезает во времени, также сменяется новым.
О впечатлениях
"Дворянское гнездо" - мой персональный глоток свежего воздуха в последние дни.
То, как это написано, каким языком... я не найду слов. Очень легко, свежо, вкусно. Хоть история и не весёлая, по сути, но моё настроение было весенним. Ощущение, будто сидишь в начале мая в саду под цветущими яблонями, лёгкий ветерок ласкает лицо. Все вокруг свежо, живо, прекрасно. И даже грусть в финале была не тёмной и разрывающей сердце. Грусть была тихой, смиренной.
Подводя итог
Тургенева читать нужно. Это вот та русская классика, которой совершенно не нужно бояться. (Сейчас я больше себя в этом убеждаю и прошу запомнить.)
"Дворянское гнездо" - отличный вариант классики, с которой можно отдохнуть, отвлечься. Ею можно насладиться. При этом есть над чем подумать, есть что прожить.
Я повторно покорена. И начинаю понимать, почему мои друзья-филологи так воспевают Тургенева.
Интересно узнать Ваше мнение о творчестве Тургенева. Читали "Дворянское гнездо"? Как Вам? Что ещё можете порекомендовать у автора?
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки!) Также буду рада подписке и Вашим комментариям!