Найти в Дзене
Aleks Kasti

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» Антуан де Сент-Экзюпери

Оглавление

О будущем думают выпускники и их родители. Что впереди - никто не знает. Есть такое выражение: "Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему свои планы!"

Они так счастливы!
Они так счастливы!

Макс

(рассказ)

Родители ещё переживали сладкий момент, гордясь своим сыном. Выпускной бал гремел музыкой, звоном бокалов, смехом. Как упоительно звучала песня: «Когда уйдём со школьного двора под звуки нестареющего вальса, учитель нас проводит до угла и вновь назад, и вновь ему с утра: встречать, учить и снова расставаться, когда уйдём со школьного двора...».  Макс закончил школу, получил аттестат и готов ко взрослой самостоятельной жизни.

Отец гордился сыном. Были дни, когда он считал его шалопаем и бездельником. А выходка с пианино вспоминалась теперь, как акт протеста в сторону родителей. Мать - всегда спокойная, мечтательная - хотела видеть сына музыкантом.  Именно она купила то злосчастное пианино в столице за большие деньги и ждала доставку почти месяц. Вместо слов благодарности Макс выкрикнул: «Зачем!? Я люблю, конечно, музыку, но не на столько, чтобы сделать её своей профессией!» А потом это матерное слово, выцарапанное сбоку на гладкой блестящей поверхности,  вовсе уж  определило отношение сына к нотной грамоте. Акт вандализма превратил мать в фурию! Отец закатил скандал. Даже за ремень хватался в бешенстве.

- Не хочешь учиться играть - не учись, а инструмент то зачем испоганил? Теперь и продать его невозможно! Твой автограф стоит на видном месте! - кричали родители.

Тогда Макс утверждал, что не он позабавился, а кто-то из его приятелей. Частенько друзья собирались в его доме. В большой комнате место было для всех. Отец - архитектор - сам проектировал дом и комната у сына была с восточной стороны светлая с балконом и высокими потолками. На книжной полке стояли учебники и Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - любимая книга для беспокойного душой пацана.   По своей природе Макс был спортивным малым. Футбол и велосипед были его увлечением. Четыре года в музыкальной школе научили понимать музыку, но не стали потребностью для дальнейшего изучения музыки. Песен под гитару вполне хватало, чтобы приковать к себе внимание девчонок и ловить на себе взгляды, завидующих приятелей.

Макс уже точно знал кем хочет быть. Профессия экономиста его вполне устраивала. Имея такую специальность нельзя остаться безработным - рассуждал  он. Родители не спорили. Мать - хореограф в музыкальной школе - не очень радовалась такому выбору, но и не спорила.

Пришёл день прощания с домом. Вещи собраны. С друзьями отношения выяснены. Колледж выбран. Дорога заняла восемь часов. Макс один в чужом городе с документами у двери приёмной комиссии вдруг задумался: нужно ли ему было так далеко уезжать от родного дома. Но эта мысль была лишь маленькой слабостью. Наверное, от усталости ему вдруг захотелось домой.

К экзаменам готовился усердно. По этой причине был уверен в себе и почти не волновался. В общежитии, где жил в комнате с двумя парнями, атмосфера была вполне дружелюбная. Впрочем, Макс умел общаться со сверстниками и не парился по этому поводу. В назначенный час нашёл себя в списках, зачисленных в колледж и позвонил родителям, поделившись радостью. С первого сентября началась учёба. Однокашники из разных мест знакомились, находили общие интересы. К Максу потянулись ребята, любящие спорт. Вместе они ходили на стадион гонять мяч, а после в кафе - восполнить потерянные калории.

По утрам,  во время пробежек, Макс часто встречал двух девчонок с рыжей породистой колли. Они сидели  на лавочке в парке или прогуливались не спеша по аллее. Уже несколько раз он пытался заговаривать с ними о природе, о погоде, о собаке. Девушки были явно не из его колледжа.Видно жили где-то рядом. Зелёные глаза одной из них заставляли чаще биться его сердце. Уже который раз Макс загадывал себе: «Пусть Вера будет сегодня одна!» Именно Вера привлекла его внимание. В то утро она действительно была одна. Моросил дождь. Ветер обрывал последние листики с окоченевшей берёзы. Рябинки наоборот: входили в краску со вкусом и солнечным цветом. Не подвёл и кустарник багульника багровыми листьями. Колли успешно пряталась за ним, выслеживая воробышков, да где там... Охота не удалась ни разу! Верочка стояла под зонтом и наблюдала за собакой. Макс заметил, что она грустная.

- Привет, Вера! Ты одна сегодня. А где Лена?

- Сестра заболела. Я сейчас пойду в аптеку за лекарствами.

- Мне жаль...

- Я спешу сегодня...

- Да, конечно. А завтра мы увидимся?

- Может быть.

- Я буду тебя ждать, и если тебе нужна моя помощь, знай - я рядом. Вот мой телефон.

Макс протянул руку к телефону Веры, и она послушно вложила  в ладонь парня свой Нокиа. Это был жест доверия. Макс оценил это.

А дальше встречи стали чаще. Уже не только на аллее парка: они вместе были всё время вне учёбы и работы и сна.

Сестрички жили вместе с родителями. Работали в типографии. Лена была старшей. Она закончила школу и сразу пошла работать. Вера планировала поступить учиться в музыкальный колледж. В этом году ей не повезло: переволновалась, ошиблась несколько раз и провалила профильный экзамен. Макс рассказал, как учился музыке, но умолчал про нацарапанное непристойное слово на пианино. Для влюблённых время пролетело быстро. На каникулы Макс поехал к родителям, а Вера с мамой отправились в другой город, поступать в колледж. В этот раз всё получилось отлично и Верочка тоже стала студенткой.

Расстояние в четыреста километров разделяло ребят. Тоска грызла душу Макса. Он не находил выход для своих эмоций. Невольно вспомнились слова Экзюпери: «Кто долго жил всепоглощающей любовью, а потом её утратил, иной раз устаёт от своего благородного одиночества...»

Снова поздняя осень. Опустевшая аллея парка. Сырая, прикрытая опавшими листьями скамейка. Некуда бежать. Не за чем спешить. Любви в сердце так много, а отдать её прямо сейчас некому. Максим вышел на проспект именно тогда, года хлынул дождь. На пути в укрытие, первым оказался магазин музыкальных инструментов.

- Странно - подумал он - я даже не знал, что он здесь есть.

- Что вам показать, молодой человек? Чем интересуетесь?

Максиму не хотелось показать милому седому старичку в старомодных очках прошлого века, что он случайно забежал в магазин. Максим стал рассматривать стеллажи и увидел флейты.

- Вам показать?

Максим молчал.

- Возьмите в руки и почувствуйте ваша ли эта флейта.

В музыкальной школе до пианино он пробовал играть на флейте. Звук этого инструмента ему нравился. Что-то от живого голоса он слышал в каждой ноте. Зов природы пробуждал в нём откровения. Тогда возбуждение приходило и затихало с первой и последней сыгранной нотой. Он явственно вспомнил то состояние. По телу пробежала дрожь. Старик заметил состояние юноши.

Максим взял в руки инструмент и спросил сколько он стоит.

- Для вас не дорого. Отдам за пол цены.

На карточке была вся стипендия. Её едва хватило на покупку.

«Зачем купил?» - думал  парень. Флейту сунул за пазуху.

На занятия в то утро так и не пошёл.

Бродил из магазина в магазин бессмысленно глядя по сторонам и ощущал, как растёт желание коснуться губами мундштука флейты. Дождь закончился и Макс отправился снова в парк к замершему фонтану. Оглянувшись вокруг, он убедился, что рядом никого нет. Флейта просто жгла его грудь. Терпеть было невозможно. Дрожащими руками он достал из-за пазухи тёплый  инструмент, собрал его и поднёс к губам. Секунду помедлил, облизав губы, и издал первый звук. Ещё никогда Макс не испытывал такого наслаждения, извлекая звуки. То стон, то плач вырывались из его губ. Солёные слёзы лились из глаз, попадали на  уголки губ, и он чувствовал вкус собственных слёз.

Каждый день по самоучителю учился играть в парке подальше от людских глаз наш герой. Ему пригодились все знания, полученные в музыкальной школе. Успехи быстро стали очевидными. На место его занятий часто приходила пара. Уже не молодые люди,  держась под руки, они останавливались неподалёку и слушали музыку. Макса это не смущало.

Приближался новый год, а с ним и каникулы. Вера собиралась приехать к родителям, а значит и к Максу. В общежитии студенты готовили новогоднее шоу. Праздник намечался шумный. Вера согласилась прийти к Максу в новогоднюю ночь. Как важна была для него эта встреча! Как ждал он это свидание! Сколько слов хотел сказать любимой. Музыка, которую он написал и разучил, была посвящена Верочке. Его мозг был заточен на любовь и музыка стала инструментом любви. «Кто не слышал музыки - тот не любил и не жил» - думал Макс.

В канун встречи нового года Вера тоже готовилась к встрече с Максом. Для неё он был лучшим другом, и о любви говорить с ним она не хотела. Отношения не связывали их всерьёз и на долго. Замуж она не собиралась, обещаний не давала и должна это ясно объяснить Максу. В последнее время он стал слишком откровенен в разговорах. Вере это не нравилось. Она пыталась отшучиваться:

-  Так уж и поженимся? Ну ты и придумал себе сказку.

- Мне нужна только ты!

- А мне много, очень много чего нужно... Первое: закончить колледж; второе: поступить в университет.... и далее по списку.

Подобные разговоры по телефону случались всё чаще и пора было всерьёз дать понять, что спешить с браком она не хочет.

Тем вечером они думали о разном.

В зале, где было шумно они быстро нашли друг друга.

- Здравствуй, любимая! Я счастлив видеть тебя!

- Здорово здесь у вас! Я впервые пришла к тебе на праздник. Мне хочется повеселиться, всё рассмотреть и познакомиться с твоими друзьями.

- Вера, давай поднимемся в мою комнату и поговорим.

- Думаю, что это ни к чему. Начинается концертная программа, и мне не хотелось бы её пропустить.

- Ладно! Я буду играть на флейте для тебя.

- Ты это можешь делать?

- Да.

Они заняли место в зале. Начался праздничный концерт.

Максу пора было занять своё место за кулисами. Он быстро сбегал в комнату за флейтой и успел услышать, как его выступление объявили ведущие праздника. В зале было шумно, но он не видел и не слышал никого. Сердце колотилось, разум отказывал, только Вера была сейчас   нужна. Музыка поплыла нежно касаясь души. От этих звуков зал притих. Прозвучала последняя нота. Раздались аплодисменты, и вот уже новых выступающих студентов приглашают на сцену. Макс спустился в зал.

- Ты хорошо играешь. Я не думала, что можно так быстро освоить инструмент.

- Вера, я должен тебе сказать очень важные слова. Давай выйдем из зала.

- Конечно.

Они остановились у окна, и Макс выпалил заготовленную фразу:

- Выходи за меня замуж!

Верочка видела бешеное волнение друга и отказывалась принимать быстрое решение. Она не позволила ему поцеловать себя и сказала, что подумает об этом. Для себя давно решила, что замуж не пойдёт. Макс почувствовал этот холодок. Он понял ответ любимой.

Вот уж толпа повалила из зала в фойе. Начинались танцы. Верочка поспешила в круг и закружилась со всеми.

Макс вышел на улицу. «Первое января наступило пару минут назад, а чудо не произошло» - думал он. Не замечая холода, держа в руках флейту парень шёл по городу. Со вех окон звучала музыка, слышались взрывы хлопушек, сверкали гирлянды. Он не замечал больше праздника. Флейта прожигала руку.

- Играть! Да, играть. Я буду играть.

Адреналин зашкаливал!

Кафе распахнуло двери и толпа подвыпившего народу вышла на улицу.

- Вот им я буду исполнять свою музыку.

Макс заиграл, но весёлый народ громко пел кабацкую песню и не хотел слушать флейту. Макс не стал возмущаться теми, кто слушает кабацкую музыку. Он понимал, что примеров иной музыки у них не было, и он выбрал не то время и место, чтобы показать им это.

Парень продолжил свой путь. Он не мог сказать сколько шёл. Казалось время тянется и рассвет далеко. Играя пьесу за пьесой музыкант едва ощущал руки и губы. Новогодняя ночь, как водится, не самая тёплая в году. Шум удалялся. Городская окраина была тёмной. Снега стало значительно больше. Идти стало трудно. Дыхание сбивалось и слёзы уже не капали из глаз, не защищали слизистую оболочку от замерзания. В голове стоял туман то ли от не разделённой любви, то ли от холода. Макс остановился только тогда, когда больше не смог передвинуть ногу в сугробе и играть на флейте.  Он потерял ориентир.

- Где дорога? Где я?

Спросить было не у кого.

-  Устал. Надо отдохнуть. Посижу не много.

Рядом раздался писк. Парень прислушался. Показалось мышь полёвка скользнула в сугроб. Макс вспомнил про телефон. Окаменевшей рукой достал его из кармана брюк и включил фонарик. То что осветил вокруг повергло его в шок. Рядом находились сотни мышей. Они не сводили своих маленьких глаз с паренька. Что их так привлекло? Не уж то звуки флейты?

- Господи, помоги!

Он понял, что стоит на пшеничном поле. Из-под снега кое-где торчала солома. Животные при виде света заволновались. Они не пытались прятаться и убегать. Наоборот - приближались к Максу. Ужас  объял разум. Инстинкт подсказывал: «Беги!» Сил не было. Он стоял, облизывая обветренные потрескавшиеся на морозе губы, и чувствовал солоноватую кровь. Боли не было. Пришло безразличие к собственной жизни. Флейта была в руке. Парнишка заиграл. Передвигался медленно. С ним двигались и грызуны. Казалось, музыка их успокаивает. В дали показался свет. Макс понял, что там люди. Выходил на дорогу уже ближе к рассвету. Серая масса отстала.

Погревшись в крайнем доме деревни Макс дождался первого  автобуса и вернулся в город. В общежитии все спали после бурной ночи. В комнате на его кровати незнакомая девица, с размазанной тушью на лице, улыбалась во сне. Её обнажённые колени виднелись из-под одеяла. Но это не цепляло Макса. Пацаны, раскрасневшись от выпитого спиртного, бессовестно разложили своих подруг на полу и на его кровати.

Подумалось: «Как всё просто и доступно у них».

Пошёл в ванную комнату под горячий душ. По привычке глянул в зеркало.  Увидел чужого человека: седые волосы, распухшие губы, обмороженное лицо. Но это было ничто по сравнению с его изменениями во внутреннем мире. За эту ночь он прочитал много молитв и просил Всевышнего не о чудесах, а о силе преодоления на каждый день и час. Он просил о получении знаний для каждодневной работы души и тела, о счастье слушать и слышать музыку.

Веру старался не вспоминать. Уже вскоре снова пошёл в парк и стал играть на флейте. Макс оглядывался по сторонам, искал своих слушателей и был рад, когда вновь увидел не молодую пару, которая слушала его. Подумал: «У меня есть, кому дарить радость своей музыкой»