Ниро Вульф и вкусная еда понятия неразделимые. Не зря в каждой книге Рекс Стаут обязательно упоминает то или иное блюдо, подаваемое Фрицем к столу. Сам Рекс Стаут не только любил вкусно поесть, но и умел прекрасно готовить. А еще он любил и умел писать детективы.
Сделать так, чтобы одно увлечение не мешало другому, было непросто. Но Стаут оригинально подошел к решению этой проблемы: он начал писать детективы, главный герой которых, великий сыщик Ниро Вульф, одновременно являлся непревзойденным знатоком высокой кухни.
Чтобы у этого гурме была возможность вкушать разные яства, Рекс Стаут создал для него удобную реальность: во-первых, поселил Ниро Вульфа в Нью-Йорке в большом особняке в районе 35-й улицы; во-вторых, снабдил его помощником Арчи Гудвином, который выполняет за шефа всю черную работу, бегает по городу в поисках улик и свидетелей, а также отбивается от полиции; в-третьих, отвел подвал дома под кухню, в которой царит личный повар Вульфа швейцарец Фриц Бреннер.
Ну а если есть мастер и есть ценитель его творчества, должна быть и еда - непременно изысканная, рецепты которой автор приводит для читателей, желающих отведать что-нибудь из кухни Ниро Вульфа.
Конечно, готовить такие блюда можно только при наличии специального оборудования и отборных продуктов. И Рекс Стаут это хорошо понимал: он создал для Бреннера не кухню, а сказку, о которой не смеет мечтать рядовая хозяйка. Здесь есть не только большая плита и все необходимое для готовки, но и два шкафа со старинной кухонной утварью (по мнению Фрица, одной из кастрюль пользовался повар самого Юлия Цезаря), коллекция из 289 поваренных книг, написанных кулинарами разных эпох; стены украшают меню самых известных ресторанов, вставленные в рамки. На такой кухне готовят пищу, которую не едят, а вкушают! И именно этим занимается Ниро Вульф.
Еда, а не раскрытие преступлений - любимое занятие Ниро Вульфа. Преступления он расследует исключительно потому, что ему нужны деньги на оплату счетов. Не будь этого, он бы никогда не выходил из дома - ухаживал бы за орхидеями, пил пиво и обсуждал изысканные блюда с Фрицем. Но поскольку это невозможно, Вульф постарался оградить свою жизнь от вторжения всего, что может нарушить его равновесие. Для этого он создал правила, которые неукоснительно соблюдают все живущие в особняке: за ланчем и обедом категорически запрещено говорить о делах, потому что это мешает нормальному пищеварению (очень напоминает профессора Преображенского); всех кто приходит в этот дом голодным, обязательно кормят; когда Вульф занимается орхидеями в оранжерее его нельзя беспокоить.
"Вы когда-нибудь пробовали стейк приготовленный на дубовой доске стейк-портерхаус - истекающий под ножом горячим красным соком кусок отборного мяса двухдюймовой толщины, украшенный листьями американской петрушки, ломтиком лайма (а не лимона!) и окруженный тающим во рту картофельным пюре, особенно если к этому еще подать толстые ломтики свежих, чуть обжаренных грибов?"
"Золотые пауки"
Попробуем открыть тайну этого необыкновенного стейка.
Итак, портерхаус. Название этого блюда связано с английским словом "porterhouse" - так в XVIII веке английские рабочие называли пивные и таверны в районе лондонского рынка Ковент-Гарден. После трудового дня они просиживали здесь все вечера за кружкой темного пива - портера. Переселенцы из Англии привезли это слово в Новый Свет и со временем, сначала они, а потом и остальные американцы стали называть портерхаусами обычные заведения, где можно было не только выпить пива, но и съесть кусок хорошего нежнейшего стейка из отборной говядины. Стоило это блюдо довольно дорого, но желающих было немало.
Ниро Вульф упомянул, что стейк был приготовлен "на доске". Оказывается, еще американские индейцы изобрели оригинальный способ приготовления мяса и рыбы на толстой деревянной доске, которая устанавливалась рядом с открытым огнем. Блюда, приготовленные на огне приобретали особый вкус и аромат, поэтому, попробовав их, колонисты быстро переняли этот способ. Приготовленный на доске стейк был настолько нежным и вкусным, что постепенно его стали вводить в свое меню не только американские, но и европейские рестораны.
"Первым блюдом, разложенным по персональным тарелкам на кухне и принесенным каждой девушкой своему аристологу, были маленькие блины, посыпанные накрошенным луком, резанным, наполненные икрой и увенчанные сметаной. Что касается Фрица, он начал заниматься в тот день блинами с одиннадцати часов утра, а сметану начал делать воскресным вечером."
"Отрава входит в меню"
В книге перечислено столько блюд, что формата статьи просто не хватит: знаменитый рубец по-креольски; миссурийский окорок из графства Бун, запеченный с уксусом, черной патокой, вустерским соусом, сладким сидром и травами; курица в яичном соусе с изюмом, луком, миндалем, хересом и мексиканскими колбасками, омар из Ньюборга...
Рекс Стаут в своих книгах описывал приготовление пищи со знанием дела, и не удивительно, что к нему не раз обращались читатели и издатели с просьбой собрать рецепты кухни Ниро Вульфа в одну книгу и издать сборник рецептов. Такая книга была издана в 1973 году - "Поваренная книга Ниро Вульфа". В книге приведены 225 рецептов блюд, которые упоминаются в история о великом детективе.
А для русских поклонников великого гурмана Ниро Вульфа, была написана еще одна великолепная поваренная книга "За столом с Ниро Вульфом, или Секреты кухни великого сыщика". Ее авторы определили жанр книги, как кулинарный детектив.
Написали эту книгу три незаурядных человека: один из ведущих кулинаров России, президент Гильдии шеф-поваров Санкт-Петербурга Илья Исаакович Лазерсон; геолог-физик, журналист, бард, постоянный автор кулинарных журналов "Гастрономъ" и "Шеф" Сергей Маркович и его жена великолепный переводчик Татьяна Григорьевна Соломоник.
Со страниц книги авторы обращаются к читателю:
"Предварительно напомним, что большинство рецептов всемирно известных блюд, появляющихся на страницах Рекса Стаута, можно (и нужно!) рассматривать не как догму, а как руководство к кулинарному творчеству. Подобно произведениям мастеров "высокой моды", творения мастеров "высокой кухни" - в большей степени лишь направление, следуя которому можно попытаться приготовить что-нибудь свое, а возможно и абсолютно новое. Это же касается и ингредиентов, какими сверхизысканными и недоступными они не казались в оригинальных рецептах. Всегда можно попытаться найти что-нибудь подходящее на полках наших магазинов, которые за последние годы наполнились экзотическими товарами со всего света".
На этом все!