Делать тизер или не делать, вот в чём вопрос.
В этой серии статей мы собираемся провести вас через процесс написания первого акта в полнометражном сценарии, но эти знания будут полезны и для создателей сериалов. Цель будет состоять в том, чтобы написать 30 страниц.
Возможно, вам интересно, почему не 25 страниц, ведь именно столько страниц я обычно рекомендую для первого акта.
Первые акты всегда раздуты. Вам нужно разобраться во многом, а это значит, что на этой уйдёт больше страниц. И это хорошо. Вырезать страницы намного проще, чем писать новые. Так что не чувствуйте никакого ограничения. Ничего страшного, если вы напишите большой жирный первый акт.
Для начала поговорим о тизерах.
Стоит ли его писать или нет?
Тизер - это захватывающая вступительная сцена, которая часто отделена от последующего линейного повествования и в которой редко присутствует ваш главный герой.
Сцена ограбления банка в "Тёмном рыцаре" - это тизерная сцена.
Чернокожий мужчина, которого похищают в пригородном белом районе в фильме "Прочь", - это тизер.
Хорошо написанный тизер сразу же захватит читателя, вот почему многие авторы пишут их.
Ещё одна причина, по которой сценаристы обращаются к тизерам, заключается в том, что их история не выстроена так, чтобы она начиналась захватывающей сцены.
Прекрасный пример - "Крепкий орешек". "Крепкий орешек" на самом деле начинается со скучной первой сцены, потому что злодеи ещё не начали захват здания. Мы получаем сцену, где Джон Макклейн просто летит в Лос-Анджелес.
Теперь вы можете сказать: “Ну разве это не доказательство, что не нужно начинать с яркой сцены? "Крепкий орешек” стал одним из лучших фильмов всех времён".
Верно, но я напоминаю вам, что "КРЕПКИЙ ОРЕШЕК" БЫЛ НАПИСАН ПО ЗАКАЗУ. Это адаптация. Ему не нужно было завоёвывать ни одного читателя. Вашей истории нужно будет это сделать, поэтому, если ваш сценарий органично не начинается с развлекательной сцены, вам следует подумать о тизере.
Тизер можно поставить в любые рамки. Вы можете перенести события тизера на 300 лет назад. Вы можете разместить его на расстоянии 3000 миль от места действия. Вы можете использовать его, чтобы представить своего злодея. Вы можете взять забавную сцену из более поздних частей сценария, как почти каждый сценарист делал это в какой-то момент своей карьеры.
Читатели быстро окажутся в одной из интересных частей истории, если вы используете её в качестве своего тизера, а затем перейдут к событиям настоящего, где мы останемся до тех пор, пока не вернёмся к тому моменту позже. Вы поймёте, что видели подобный тизер, когда следующая сцена открывается титром: "3 днями ранее".
Тизеры, в основном, создавались для всё более нетерпеливой аудитории. Ещё в 70-е годы кинозрители просто хотели сесть и расслабиться. Им было наплевать, даже если на экспозицию фильма уйдёт час. Но в наши дни люди стали более нетерпеливы, и готовы отвлекаться даже при получении сообщения из рабочего чата. Так что тизеры стали инструментом борьбы за внимание зрителя.
Но тизеры приносят с собой ворох проблем. Я часто читаю тизеры, которые не заслуживают так называться.
Слабый тизер, с которым я обычно сталкиваюсь, - это женщина, которая ночью ведёт свою машину по пустой лесной дороге (или персонаж в каком-нибудь тёмном уединённом месте, где никто не услышит вашего крика). У неё кончается бензин, поэтому она съезжает на обочину. Затем ей кажется, что она видит кого-то впереди. Поэтому она выходит из машины, идёт вперёд и спрашивает, есть ли там кто-нибудь. Затем мы видим, как её глаза расширяются, когда она видит что-то за кадром. Что бы это ни было, оно нападает на неё. Но прежде чем мы сможем увидеть атаку, сцена заканчивается.
Мало того, что это действительно скучный и предсказуемый тизер, который я уже видел миллион раз. Но он ещё и слишком короткий. Это не даёт нам никакой уникальной информации.
Тизерная сцена должна быть похожа на мини-фильм. Она нуждается в деталях, и не должна опираться на общие положения и клише.
Открывающая сцена с Хансом Ланда в "Бесславных ублюдках" - отличный тизер. Или сцена с няней в "Крике". Это полноценные сцены или мини-фильмы, если хотите, – которые рассказывают уникальную и занимательную историю.
Но тут возникает вторая проблема, когда вы пишете тизеры, особенно длинные - это нарушает вашу общую структуру.
В сценарии так много всего нужно прописать. Если вы напишете длинную тизерную сцену, такую как та, которую Тарантино использовал в "Бесславных ублюдках", это отодвинет всю вашу структуру на 12 страниц (длина сцены). Вместо провоцирующего инцидента, который происходит на странице 12, всё отодвинется и произойдёт на странице 24.
Я видел, как многие авторы были сбиты этим с толку. Они всё равно будут пытаться соответствовать нужным страницам, начиная с традиционного поворота первого акта. Таким образом, они попытаются придумать провоцирующий инцидент сразу после того, как закончится их 12-страничный тизер, поскольку на странице 12-15 должен произойти именно он.
Как вы можете разрушить жизнь персонажа (что и делает провоцирующий инцидент), если вы ещё даже не показали нам эту жизнь?
Это приводит к тому, что сценаристы сами убеждают себя в правоте. Они скажут что-то вроде: “Ну, этот момент в тизере действительно разрушил жизнь моего героя, так что это означает, что это провоцирующий инцидент”, когда это может быть не совсем так.
Как вы можете видеть: начинать или не начинать с тизера - это важное решение. У их использования свои последствия. Вот почему я предпочитаю, чтобы авторы начинали со сцены, которая сразу захватывает читателя, но находится в русле сюжета.
Не изолированный тизер из другого времени или места, а тот, что знакомит нас с нашим героем, который показывает, что они делают что-то интересное.
Хорошим примером может служить вступительная сцена фильма "Не смотрите наверх". Мы видим, как наша главная героиня, которую играет Дженнифер Лоуренс, обнаруживает внеземной объект, который вот-вот столкнётся с Землей.
Кстати, вы могли бы сделать это и в "Крепком орешке". Можно было начать с того, что Джон Макклейн поймал преступника в Нью-Йорке. Затем, уже на следующий день, он должен отправиться в Лос-Анджелес. Но в этом и заключается парадокс вступительной сцены. Предполагается, что вы начнёте свой сценарий как можно позже. Чем позже вы начнёте это делать, тем быстрее мы доберёмся до хорошего материала.
Если вы начинаете "Крепкий орешек" в Нью-Йорке с того, что Джон Макклейн расправляется с плохим парнем, вы не начинаете свою историю как можно позже.
Подводя итог, я предпочитаю вступительные сцены, которые захватывают читателя, но находятся в русле сюжета. Эти сцены позволяют вам настроить своего персонажа, а также мир, в котором он живёт. Так что вы получаете больше плюсов.
Однако, если ваша история не позволяет этого, подумайте о тизере. Потому что крайне важно, чтобы вы сразу же зацепили читателя. И если тизер - единственный способ сделать это, тогда напишите тизер.
Помните, что читатели формируют своё мнение о вас как об авторе через первую сцену, которую вы написали, и так же они убеждаются, есть ли у вашего сценария есть хоть какой-то шанс быть хорошим, и всё это в течение первых нескольких страниц. Так что, если вы сразу же выложите неудачную сцену, забудьте об этом.
В 2000 году вышел фильм под названием "Миссия на Марс", который был таким же ужасным, как и его название. Все рецензии на этот фильм подчеркивали, что знали, что это будет плохой фильм, уже после первой сцены.
Сцена происходила во время барбекю с группой астронавтов - героев фильма. Стремление автора было благородным. Он считал, что вечеринка - идеальный способ собрать всех астронавтов в одном месте и, следовательно, быстро представить их. Но поскольку это привело к десятиминутной сцене, в которой персонажи лениво болтали друг с другом, зрители "выключились" ещё до того, как началась настоящая история. В этом и заключается опасность написания слабой вступительной сцены.
Технически, вам нужно написать всего 1,5 страницы, но я полагаю, что большинство сценаристов будут писать более полные сцены и последовательности. Так что просто попробуйте написать одну сцену. Ничего страшного, если ты зайдёте чуть дальше.
В следующей статье, мы поговорим о том, что делать сценаристам после написания тизера.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.