Найти тему

Грузинский герой Амирани, сражавшийся с Богом

Оглавление
  • Амира́ни (на грузинском ამირანი) - в грузинской мифологии герой, про него написано в грузинском эпоса "Амираниани"
Статуя Амирани в Грузии, изображение.
Статуя Амирани в Грузии, изображение.

Амирани - один из древнейших персонажей грузинской мифологии. Его образ прослеживается во многих археологических памятниках Грузии, большинство из которых датируется III-им тыс. до н. э.

Сказания об Амирани зафиксированы во всех картвельских языках (грузинский, сванский, мегрельский, лазский) и их диалектах, что свидетельствует о формировании образа на очень ранней стадии этногенеза грузинского народа. Варианты сказания об Амирани записаны также у некоторых народов Кавказа, подвергнувшихся влиянию грузин . В частности, этот образ распространён у абхазов и осетин.

Имя Амирани.

Само имя Амиран, собственно А-mәrа или А-mәr по мнению академика Н.Я. Марра представляет собой абхазское название Солнца à-mra или à-mәr, как последнее появляется в сложных абхазских словах. Из абхазских языковых материалов наметилась возможность осветить ряд подробностей в мифе, впоследствии сказании о Солнце-герое.

  • Родственное слово в армянском языке Ամառ (Amarr) - "Лето".

Непорочное зачатие героя.

Амирани рождён грузинской Богиней охоты Дали (аналог греческой Артемиды, римской Дианы) от смертного безымянного охотника. В некоторых более поздних вариантах отцом Амирани называется кузнец или крестьянин. В мегрельской и абхазский версиях Амирани родился в результате непорочного зачатия. Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке дикого быка (тёлки), впоследствии убитого охотником Сулкалмахом, который извлёк Амирани из чрева животного и отнёс Божество в свой дом. Там он был взращён и воспитан Дареджан (женой Сулкалмаха) вместе с её родными сыновьями, Бадри и Усепи, которые стали побратимами Амирани, а в дальнейшем и ближайшими сподвижниками во всех его подвигах.

Картина сванского художника Вахтанга Ониани, 1969 года. Изображение Богини Дали, матери Амирани.
Картина сванского художника Вахтанга Ониани, 1969 года. Изображение Богини Дали, матери Амирани.

Сила Амирани.

На Амирани были священные для грузин знаки - на его плечах изображены Луна и Солнца, а некоторые части тела были золотыми, что свидетельствовало о его божественном происхождении.

- "Амирани - великан, глаза у него с сито — он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. Он обладает неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью летящего вниз с горы бревна - он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает его. Обычно силу Амирани объясняют магическим благословением крёстного отца (инициация); в древнейшей версии сказания Амирани получил в младенчестве силу от омовения в воде волшебного родника, принадлежавшего Божеству Игри-батони".

Амирани в младенчестве был омыт в воде волшебного родника и получил силу, здесь очевидна аналогия с греческим героем Ахиллом, его мать Фетида омыла его в священной реке Стикс, чтобы сделать неуязвимым (осталась лишь Ахиллесова пята).

Подвиги Амирани.

Вместе с своими побратимами Бадри и Успери, Амирани борется во благо человечества с различной нечестью - Дэвами (великанами), Каджами (злым духами ветра), Вешапи (драконами), Батонеби (духи болезней).

Спасение Солнца.

Однажды Амирани был проглочен Вешапи (драконом), попытавшимся поглотить Солнце, но своим алмазным ножом разрезал брюхо Вешапи и вышел наружу. При этом он вставил в разрез рёбер Вешапи плетёнку, чтобы поглощённое драконом Солнце могло сжечь её и освободиться из чрева.

Похищение небесного огня.

Желая облегчить жизнь человечества и уподобить людей Богам, Амирани похитил небесную деву Камари (олицетворение знаний, света и огня), заточенную в высокую башню посередине Чёрного моря, одолев в битве её отца - повелителя погоды и грозовых туч, властелина Каджей (злых духов). После чего, при помощи Камари, стал обучать людей металлургии, изготовлению жаренной пищи, секретам долголетия и многим другим запретным знаниям.

Иаков, борющийся с Ангелом (Богом). Картина Гюстава Доре, 1855 год.
Иаков, борющийся с Ангелом (Богом). Картина Гюстава Доре, 1855 год.

Борьба Амирани с Богом.

За и чрезмерное человеколюбие (по другим сказания - гордость) Амирани был прикован Верховным Богом Гхмерти к столбу или к скале, вкопанной в куполообразную пещеру Кавказского хребта, где его печень постоянно клюёт орёл, а преданная Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной пятницы (в тушинском варианте - в ночь под Рождество) приставленные Богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается и можно увидеть Амирани.

  • В некоторых русских деревнях говорили, что Дьявол заперт за 12-ю вратами, и до Пасхи (в течение года) он грызёт эти врата, но каждый год на Пасху Бог бьёт его, и он снова запирается за 12 врат. Можно увидеть аналогию с исламскими Яджудж и Маджудж, который роют подкоп под возведённую стену, и каждое утро Аллах бьёт их и возвращает обратно.
  • В грузинской (имеретинской) мифологии есть ещё один богоборец - Рокапи, наказанный Богом, но в отличие от Амирани, Рокапи был злым.

Параллели с мифами других народов.

В мифологии народов Кавказа часты упоминания героев, прикованных к скале или горе (очевидная аналогия с греческим Прометеем). Среди них, помимо Амирани:

  • Артавазд и Ширад у армян, Мгер Младший (которого так же не выдерживала земля), Санасар и Багдасар женились на дочерях царя Каджей.
  • У народов Дагестана много рассказов о героях дарителях огня (у табасаранцев Кьамкьамиса дада, у гидатлинцев (аварцев) Цадулай, у лакцев Амир вступил в поединок с Богом.
  • У лезгин Хидир-Неби и Хидир Ильясе, Шарвили.
  • У кабардинцев в сказках Бородатый Великан выступивший против Бога.
  • У адыгов бородатый великан Насрен-Жаче.
  • У абхазов Абрскил.
  • У чеченцев Пхьармат, у ингушей Куркъо.
  • У кумыков Алав.
  • У осетин в некоторых сказаниях огонь похищает герой Сослан (Сосруко).
Прометей, изображение.
Прометей, изображение.

Амирани имеет много параллелей с мифологиями других народов. Например, по сказанию Амирани защитил Солнце от дракона Вешапи, в египетском мифе Бог Ра защитил Солнце от змея Апопа, в скандинавском мифе также был прикован Локи, и его муки облегчала его жена Сигюн. У народов Полинезии культурный герой Мауи, также был необычно рождён, благословлён отцом как и Амирани, принёс людям огонь, был связан с Солнцем.

Смотрите другие наши статьи о Богах и мифологии народов мира

Составитель статьи Авакян-Салимов Габриэль.

#мифология #грузия #амирани #боги #вера