- Амира́ни (на грузинском ამირანი) - в грузинской мифологии герой, про него написано в грузинском эпоса "Амираниани"
Амирани - один из древнейших персонажей грузинской мифологии. Его образ прослеживается во многих археологических памятниках Грузии, большинство из которых датируется III-им тыс. до н. э.
Сказания об Амирани зафиксированы во всех картвельских языках (грузинский, сванский, мегрельский, лазский) и их диалектах, что свидетельствует о формировании образа на очень ранней стадии этногенеза грузинского народа. Варианты сказания об Амирани записаны также у некоторых народов Кавказа, подвергнувшихся влиянию грузин . В частности, этот образ распространён у абхазов и осетин.
Имя Амирани.
Само имя Амиран, собственно А-mәrа или А-mәr по мнению академика Н.Я. Марра представляет собой абхазское название Солнца à-mra или à-mәr, как последнее появляется в сложных абхазских словах. Из абхазских языковых материалов наметилась возможность осветить ряд подробностей в мифе, впоследствии сказании о Солнце-герое.
- Родственное слово в армянском языке Ամառ (Amarr) - "Лето".
Непорочное зачатие героя.
Амирани рождён грузинской Богиней охоты Дали (аналог греческой Артемиды, римской Дианы) от смертного безымянного охотника. В некоторых более поздних вариантах отцом Амирани называется кузнец или крестьянин. В мегрельской и абхазский версиях Амирани родился в результате непорочного зачатия. Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке дикого быка (тёлки), впоследствии убитого охотником Сулкалмахом, который извлёк Амирани из чрева животного и отнёс Божество в свой дом. Там он был взращён и воспитан Дареджан (женой Сулкалмаха) вместе с её родными сыновьями, Бадри и Усепи, которые стали побратимами Амирани, а в дальнейшем и ближайшими сподвижниками во всех его подвигах.
Сила Амирани.
На Амирани были священные для грузин знаки - на его плечах изображены Луна и Солнца, а некоторые части тела были золотыми, что свидетельствовало о его божественном происхождении.
- "Амирани - великан, глаза у него с сито — он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. Он обладает неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью летящего вниз с горы бревна - он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает его. Обычно силу Амирани объясняют магическим благословением крёстного отца (инициация); в древнейшей версии сказания Амирани получил в младенчестве силу от омовения в воде волшебного родника, принадлежавшего Божеству Игри-батони".
Амирани в младенчестве был омыт в воде волшебного родника и получил силу, здесь очевидна аналогия с греческим героем Ахиллом, его мать Фетида омыла его в священной реке Стикс, чтобы сделать неуязвимым (осталась лишь Ахиллесова пята).
Подвиги Амирани.
Вместе с своими побратимами Бадри и Успери, Амирани борется во благо человечества с различной нечестью - Дэвами (великанами), Каджами (злым духами ветра), Вешапи (драконами), Батонеби (духи болезней).
Спасение Солнца.
Однажды Амирани был проглочен Вешапи (драконом), попытавшимся поглотить Солнце, но своим алмазным ножом разрезал брюхо Вешапи и вышел наружу. При этом он вставил в разрез рёбер Вешапи плетёнку, чтобы поглощённое драконом Солнце могло сжечь её и освободиться из чрева.
Похищение небесного огня.
Желая облегчить жизнь человечества и уподобить людей Богам, Амирани похитил небесную деву Камари (олицетворение знаний, света и огня), заточенную в высокую башню посередине Чёрного моря, одолев в битве её отца - повелителя погоды и грозовых туч, властелина Каджей (злых духов). После чего, при помощи Камари, стал обучать людей металлургии, изготовлению жаренной пищи, секретам долголетия и многим другим запретным знаниям.
Борьба Амирани с Богом.
За и чрезмерное человеколюбие (по другим сказания - гордость) Амирани был прикован Верховным Богом Гхмерти к столбу или к скале, вкопанной в куполообразную пещеру Кавказского хребта, где его печень постоянно клюёт орёл, а преданная Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной пятницы (в тушинском варианте - в ночь под Рождество) приставленные Богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается и можно увидеть Амирани.
- В некоторых русских деревнях говорили, что Дьявол заперт за 12-ю вратами, и до Пасхи (в течение года) он грызёт эти врата, но каждый год на Пасху Бог бьёт его, и он снова запирается за 12 врат. Можно увидеть аналогию с исламскими Яджудж и Маджудж, который роют подкоп под возведённую стену, и каждое утро Аллах бьёт их и возвращает обратно.
- В грузинской (имеретинской) мифологии есть ещё один богоборец - Рокапи, наказанный Богом, но в отличие от Амирани, Рокапи был злым.
Параллели с мифами других народов.
В мифологии народов Кавказа часты упоминания героев, прикованных к скале или горе (очевидная аналогия с греческим Прометеем). Среди них, помимо Амирани:
- Артавазд и Ширад у армян, Мгер Младший (которого так же не выдерживала земля), Санасар и Багдасар женились на дочерях царя Каджей.
- У народов Дагестана много рассказов о героях дарителях огня (у табасаранцев Кьамкьамиса дада, у гидатлинцев (аварцев) Цадулай, у лакцев Амир вступил в поединок с Богом.
- У лезгин Хидир-Неби и Хидир Ильясе, Шарвили.
- У кабардинцев в сказках Бородатый Великан выступивший против Бога.
- У адыгов бородатый великан Насрен-Жаче.
- У абхазов Абрскил.
- У чеченцев Пхьармат, у ингушей Куркъо.
- У кумыков Алав.
- У осетин в некоторых сказаниях огонь похищает герой Сослан (Сосруко).
Амирани имеет много параллелей с мифологиями других народов. Например, по сказанию Амирани защитил Солнце от дракона Вешапи, в египетском мифе Бог Ра защитил Солнце от змея Апопа, в скандинавском мифе также был прикован Локи, и его муки облегчала его жена Сигюн. У народов Полинезии культурный герой Мауи, также был необычно рождён, благословлён отцом как и Амирани, принёс людям огонь, был связан с Солнцем.
Смотрите другие наши статьи о Богах и мифологии народов мира
Составитель статьи Авакян-Салимов Габриэль.