Ташкент в представлении многих - это вполне европеизированная столица Узбекистана с широкими проспектами, зелеными парками и красивыми высотками, построенными в последние годы. Однако не все знают, что почти в самом центре города до сих пор сохранились очаровательные уголки национального колорита - традиционные узбекские кварталы махалля, саманные одно-двухэтажным домики которых стоят здесь уже более сотни лет...
Мы остановились в Ташкенте в отеле рядом с рынком Чорсу и цирком. Место это было выбрано не случайно: именно здесь когда-то располагался центр старого города. Со времен Средневековья здесь сохранились старинные мечети и медресе, такие, например, как знаменитый Кукельдаш,
здесь находился ташкентский шахристан - часть города с жилыми кварталами внутри крепостной стены.
Не многие туристы доходят сегодня до района Заркайнар, находящегося за цирком,
а ведь именно здесь все еще можно увидеть уникальные саманные домики местных махалля, которые и сейчас выглядят также, как лет 100-150 назад.
Это старинные узбекские кварталы в 5-7 улиц и несколько сотен жителей, где есть своя мечеть, небольшой рынок, чайхана и крошечные управы махаллинских комитетов со своим старейшиной во главе. Здесь живут совсем другие люди, нежели в современных микрорайонах Ташкента, и для туриста, дошедших сюда, средневековый вид этих улиц дополняет «этнографический» облик Ташкента.
В махалля каждый житель знает не только всех своих ближайших соседей, но и тетушку Хадичу из тупика Сагбан, которая готовит самый вкусный плов в махалля, и парикмахера Байхтиера, у которого стригутся все мужчины квартала.
Здесь дети спокойно гоняю по улицам на великах, как мы в свое советское детство. А соседские бабушки угощают их самсой или лепешками, только что вытащенными из печи.
Во дворах старинных саманных домиков и сегодня можно запросто увидеть кур, баранов или коз - и это фактически в центре столицы Узбекистана!
А еще местные мальчишки любят бегать в находящийся рядом с махалля религиозный комплекс Хазрати Имама, где на площади между одноименной старинной мечетью,
и двумя медресе - Баракхан
и Муйи Муборак
пускают в небо воздушных змеев, как делали это их отцы и деды 30-50 лет назад... Туристы, приходящие посмотреть этот потрясающе красивый архитектурный ансамбль, любят поглазеть на парящих в голубом небе змеев, а ребятам, особенно виртуозно владеющим этим мастерством, иногда и несколько сумов перепадает на карманные расходы...
Собственно говоря, туда мы и направлялись, а по дороге в комплекс Хазрати Имам как раз и прошли немного по махалля Заркайнар.
Конечно, здесь сегодня не везде так относительно радушно и спокойно: часть квартала попала под реконструкцию, которая ведется уже лет десять, и старинные дома там сносятся, а жители выселяются в современные многоэтажки.
Некоторые из них все еще продолжают жить в полуразрушенных саманных домиках, которые отделяются от современных микрорайонов города высоким забором - словно некая резервация местных "индейцев". Думаю, что отношение ташкентцев к жителям махалля то еще - как к людям третьего сорта, ведь кто еще будет жить в наше время в подобных трущобах...
Кстати, дома в махалля до сих пор все еще строятся по старинной узбекской технологии, которая спасла многие здания в свое время от сильнейшего землетрясения 1966 года, сильно разрушившего Ташкент.
Возводят дома с использованием натуральных материалов: устанавливают внутренний деревянный каркас из стволов молодых пирамидальных тополей, что придает всей конструкции прочность и сейсмоустойчивость. Внутрь каркаса частично закладывается кирпич, но больше гувал - катыши из необожжённой глины. Стены домов в махалле делают обычно глухими с трех сторон. А внутри глиняного дувала находится внутренний двор с садиком и хозяйственными пристройками.
При строительстве домов как правило не используется ни одного гвоздя, так как деревянные детали идеально подгоняются одна к другой.
На фасаде дома бывает одно или два окна с резными деревянными рамами, входные ворота как правило тоже деревянные, часто резные.
Трубы водопроводных и газовых коммуникаций проходят в махалля не под землей, а висят вдоль улиц, вместе с электрическими проводами.
Еще в 2012 году бывший президент Узбекистана Ислам Каримов подписал указ о реконструкции, благоустройстве и развитии старого города в Ташкенте, в ходе которой кроме реставрации мечетей и медресе, должны были снести и ветхие саманные постройки, которые возводились в Ташкенте еще до того, как царская Россия завоевала в XIX веке Среднюю Азию!
С тех пор многие здания махалля были снесены, а некоторые еще ожидает эта участь, ведь рядом с религиозным комплексом Хазрати Имама в 2017 годы новый президент Шавкат Мирзиеев заложил символический камень будущего гигантского здания Центра исламской цивилизации. Проходя мимо него, мы не смогли не заглянуть на стройку, которая идет полным ходом. Там скоро появится грандиозная мечеть, купол которой по своей красоте ничем не уступает памятникам старины.
А рядом, на площади в 482 гектара, включая рынок Чорсу, улицы махаллей «Заркайнар», «Сагбон», «Себзор», «Карасарай», «Гузальбог» и других, планируется создать туристическое, коммерческое и развлекательное пространство - так называемый музей под открытым небом, где будут организованы ремесленные мастерские и лавки, чайханы, гостиницы, небольшие музеи, в общем, вся необходимая инфраструктура для туристов.
На месте сносимых кварталов сегодня появляются новые дома. Бывшим жителям махаллей в них будет жить, возможно, более комфортно, но от уникального облика старого Ташкента скоро, к сожалению, не останется и следа.
Понравилась статья? Поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал "Надюшка -путешественница", я буду стараться радовать вас интересными статьями и видео.
Хотите узнать еще больше об славном городе Ташкенте и нашем экстремальном путешествии в Узбекистан? Читайте мои посты:
а также смотрите ролики: