Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Спасательная подводная лодка «БС-486» приходит на помощь

Оглавление

"Таран в заливе Петра Великого" Фото: репродукция картины А. Лубянова. 2009 год. (из интернета)
"Таран в заливе Петра Великого" Фото: репродукция картины А. Лубянова. 2009 год. (из интернета)

О катастрофе ПЛ «С-178» пр. 613 в октябре 1981 года и участии спасательной ПЛ «БС-486» пр. 940 в спасении её экипажа среди подводников ходило много рассказов, к сожалению не всегда правдивых. Автор статьи – капитан 1 ранга запаса Владимир Петрович Трушко
(в тексте проходит под псевдонимом Петрович) является непосредственным участником событий. Впервые предоставляется возможность взглянуть на события глазами молодого офицера из экипажа спасательной подводной лодки.
Тёплая и ласковая дальневосточная осень заканчивалась. Командир группы водолазов-глубоководников лейтенант Петрович одиноко стоял
и курил в ограждении боевой рубки спасательной подводной лодки «БС-486»
(«Ленок» пр. 940). По правому борту медленно проплывал окрашенный завядшими дубовыми листьями в красно-медный цвет берег, по левому борту раскинулось лазурно-синее и бескрайнее Японское море, медленно катящее свои волны куда-то на северо-запад. «БС-486» после двухнедельной тренировочной отработки водолазов глубоководников до глубины 180 метров, предписанной планом боевой подготовки, шла в базу, где после нелёгких трудовых будней её ожидал пусть не очень длительный, но дающий экипажу возможность расслабиться навигационный ремонт, а значит, долгожданный отдых. Молодая, прекрасная и любимая им женщина – жена должна была доучиться ещё полгода в своем Военмехе в Ленинграде, и её прибытия
он ожидал где-то в марте следующего года, своего жилья у него не было
и по прибытии на берег идти было некуда. Поэтому он стоял, курил
и строил планы на будущий отдых.

Петрович закончил курить, швырнул остатки беломорины за борт
и спустился вниз, в прочный корпус, где в каюте номер 6 пятого отсека жили многоопытные, знавшие ответы на любые технические и жизненные вопросы и от того уважаемые, командиры обитаемых подводных спасательных аппаратов: старый старший лейтенант Юра Кытя
и капитан-лейтенант Федор Николаевич Дорфман, с которыми и решил посоветоваться Петрович по поводу выбора подходящего для планируемого мероприятия ресторана.
– А ты с собой чего-нибудь принес для взбадривания творческой мысли?
– А у меня с собой транквилизатор, – сказал Петрович, показывая левую руку, – тогда давай подумаем твою интересную мысль вместе, – сказал, оживившись, Дорфман и радостно закричал:
– Кытя! Подъем! Давай к провизионщику за мандаринами!
Старший лейтенант Кытя быстренько приволок с камбуза трехлитровую банку, на две трети заполненную мандаринами. И полилась длительная
и задушевная беседа, которые бывают лишь среди не занятых на вахте офицеров подводной лодки, связанных одним делом, одной судьбой
и одним ожиданием.
В
среду 21 октября Петрович, отпросившись у старшего помощника,
с утра рванул в ресторан заказывать столик. Еще до обеда он успел обежать всех своих одноклассников, но, увы, из троих в наличии оказался только Серёга. Вечером столик на четверых им, двоим оказался в самый раз. Они закусывали, пили, шутили, смеялись, вспоминали школьные годы, слушали песни. Короче говоря, веселились и радовались, вкушая прелести праздной жизни, забыв о повседневных заботах и хлопотах.

21 октября 1981 года, вечер. ПЛ «С-178»

Возвращающаяся в базу после отработки задач боевой подготовки подводная лодка «С-178» входила из Уссурийского залива в пролив «Босфор восточный». Двое суток она упорно проходила тесты по замеру шумности.
Соскучившиеся по чистому небу над головой и свежему воздуху офицеры, мичманы, матросы, только что отужинав, собрались на ходовом мостике
и в ограждении боевой рубки. Погода была тихой и ясной, настроение радостным и оживленным. Курили, шутили, делились планами
на будущий отдых, любовались раскинувшимся на сопках, призывно влекущим светом в окнах домов прекрасным городом, где их любили
и ждали. До поворота на вход в бухту Золотой рог оставалось 10 минут.
– Центральный, акустик – донеслось из «Каштана» – слышу шум винтов по пеленгу 290, на дистанции 11 кабельтов. Пеленг не меняется, дистанция сокращается.
– Добро,
– ответил командир лодки, приняв доклад, однако, по-видимому, посчитал его несущественным и продолжил прослушивание хоть
и старых, но ещё достаточно смешных анекдотов в исполнении боцмана. Всех собравшихся на верху заставил смолкнуть испуганный, и от того крикливый доклад матросасигнальщика вахтенному офицеру:
«Цель слева шестьдесят, дистанция полкабельтова, быстро идёт
на нас!».
Люди в ограждении боевой рубки опешили. Единственное,
что успел сделать командир подводной лодки, это дать команду:
«Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно!»
Команда мгновенно была исполнена, но времени на расхождение уже
не было. Командир электромеханической боевой части, единственный, успевший за долю секунды оценить ситуацию, прыгнул в рубочный люк. Прыгнул, потому что понял: будет столкновение. Дальше была катастрофа.

Так выглядел 1-й отсек подлодки С-178. Фото: из личного архива Сергея Кубынина
Так выглядел 1-й отсек подлодки С-178. Фото: из личного архива Сергея Кубынина


21 октября 1981 года, вечер. «Рефрижератор №13»

Транспортный рефрижератор ледового класса «С-4» с бортовым номером 13, водоизмещением 5000 тонн, идущий средним ходом, сливался своими ходовыми огнями с огнями берега и потому своевременно не был замечен ни вахтенным офицером, ни сигнальщиком. Он въехал своим форштевнем в левый борт подводной лодки в районе четвертого отсека.
Удар был страшным. Лодку, протараненную и подмятую многократно превосходящим её по тоннажу надводным судном, швырнуло на правый борт. Носовая оконечность её вздыбилась над водой, а корма
со скрежетом ушла под корпус идущего рефрижератора.
Это продолжалось секунд десять, наконец, кормовая оконечность вырвалась из-под корпуса надводного судна на поверхность воды,
но получившая огромную пробоину в прочном корпусе подводная лодка, продержавшись на плаву ещё секунд пятнадцать, исчезла под водой, теперь уже окончательно. Сверху от нее осталось лишь медленно разрастающееся пятно солярки, переливающееся в лучах палубного освещения рефрижератора всеми цветами радуги. 11 человек, находившихся наверху, буквально вытряхнуло из ограждения рубки
и бросило в темную, холодную осеннюю воду.
Сразу же после того, как транспортный рефрижератор вышел из бухты Золотой Рог, его капитан передал управление судном старшему помощнику и спустился с ходовой рубки к себе в каюту. Выходить
из оперативной зоны судно должно было рекомендованными курсами,
в соответствии с заблаговременно сделанной предварительной прокладкой. Однако, то ли решив сэкономить время, то ли по каким-то иным причинам, старший помощник дал команду на руль следовать через полигон боевой подготовки кораблей Тихоокеанского Флота. Через полигон, по которому, непозволительно расслабившись, возвращалась
в базу «С-178».

Рулевой заметил справа по курсу чьи-то ходовые огни, вахтенный оператор на радиолокационной станции так же доложил старшему помощнику, что видит на экране станции засветку цели, что пеленг
на неё не меняется, а дистанция сокращается. Стало быть, возможно столкновение.
Старший помощник прекрасно знал, что если встречное судно справа
и пеленг не меняется, то ему необходимо изменить курс для безопасного расхождения. Об этом чётко и недвусмысленно говорили Международные правила предупреждения столкновения судов МПСС-72. Старший помощник транспортного рефрижератора прекрасно знал, но никаких мер для безопасного расхождения не предпринял.
Рефрижератор подбросило как телегу на кочке, люди в ходовой рубке попадали. Секунд через 10-15 в ходовую рубку вбежал полуодетый капитан. Не слова не говоря, он схватил микрофон громкоговорящей связи и вызвал ПЭЖ. Ответил старший механик.
– Стармех! Немедленно пошли людей осмотреть корпус! – Дал команду капитан, а затем, обращаясь к старшему помощнику. – Доложите, что случилось!
Старший помощник стоял, молчал и испуганно хлопал глазами. Наконец самообладание к нему вернулось, и он доложил: «По-видимому, столкнулись с траулером».
– С каким траулером! Откуда он взялся! Вахтенный РЛС цели были?
– Была одна, я докладывал старшему помощнику,
– ответил вахтенный.
– А где она сейчас!? – взвизгнул капитан.
– Сейчас её нет, она слилась с нами, – дрожащим голосом доложил вахтенный РЛС.
– Да вы в своём уме! – закричал капитан, – слилась с нами, значит утонула!

Сборник "Подводный флот Отечества №14", 2008 г.
Сборник "Подводный флот Отечества №14", 2008 г.

– Ходовая, стармех! – послышалось из громкоговорящей связи.
– Капитан на связи.
– Тут мои мотористы говорят, что мы на подводную лодку наехали!
– сообщил старший механик. – Они на шкафуте курили, когда это произошло. Лодка скрылась под водой. А ещё они говорят, что с неё люди за борт попадали!
– Старпом! Человек за бортом! Спасательную шлюпку правого борта
на воду!
– дал команды капитан.
Транспортный рефрижератор по инерции прошел ещё с полмили, развернулся, и только после этого были включены прожектора для осмотра водной поверхности и была спущена спасательная шлюпка. Минут через 50 она в ночной темноте нашла и подобрала с поверхности воды оставшихся в живых семерых из одиннадцати вывалившихся за борт при столкновении подводников, в том числе, командира подводной лодки. Найти оставшихся четверых так и не смогли.
– Почему не отвернули? Что это было?– вопрошал, подбегая к поднятой на борт шлюпке со спасенными подводниками, капитан рефрижератора.
– Это была подводная лодка, – ответил командир подводной лодки, вдруг с пронизывающей ясностью осознав, что командир он уже бывший.
– А что теперь делать? Что делать?
– Дайте оповещение Оперативному дежурному Флота о том, что сегодня в 19 часов 37 минут Вы, протаранив, утопили подводную лодку ВМФ «С-178», пусть он немедленно играет тревогу силам поисково-спасательного обеспечения.
Командир искренне надеялся, что его лодка жива, что его экипаж выйдет и из этой передряги без потерь и победителем...
Продолжение статьи читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Подводный флот Отечества №14" (2008 г.)

© В. П. Трушко
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Подводный флот Отечества №14"/2008
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!