- Ну, ты как?- интересуется Стефан,- Дома тепло? Дрова есть?
- Дрова есть,- отвечаю я и усаживаюсь в пластиковое кресло со стаканчиком кофе.
Это давно вошло у меня в привычку - сделав покупки в нашем сельском магазине, взять кофе и зайти в помещение рядом, где обычно собираются здешние мужчины. Они пьют кофе или пиво, курят и ведут между собой длительные беседы на самые разнообразные темы. Это не слишком гламурное место я называю "философский клуб".
Недолгие посиделки с кофе в этом закутке для меня- возможность пообщаться по-болгарски и послушать живую речь.
Конечно, Стефану и прочим присутствующим мало интересно, есть у меня дрова или нет, это вопрос чисто риторический. Хотя тема отопления как раз актуальна.
Действительно, сейчас холодно. Днём- чуть выше нуля, ночью- минус. Если верить погодным сайтам, то жизнерадостное + 15 стоит ждать только к концу месяца, да и то ночью будет только + 5- 7. Как пишут, в этом году мартовские температуры градусов на 5- 8 ниже нормы.
Дров у нас с Сергеем должно хватить до конца отопительного сезона, это при том, что купленные прошлой осенью 5 кубов мы ещё не трогали. Ещё про запас имеется засохшая и спиленная черешня из нашего сада.
Вторая обсуждаемая тема- беженцы из Украины. Точнее, не сами беженцы, понятно, что это люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Однако Правительство Болгарии заявило, что на их содержание выделяются средства из расчёта 40 лв в день на человека,что эквивалентно, например, месячному пособию на ребёнка. Это вызывает острое недовольство Правительством поскольку, дескать, ему было б весьма не вредно изыскать средства и для поддержки собственных граждан.
При этом до сих пор "живых"денег , выделенных на поддержку беженцев, пока ещё, судя по всему, никто не видел. Правда, объявлено, что со следующей недели из бюджета МИД по линии гуманитарной помощи начнётся выплата средств отельерам, которые разместили украинских беженцев. Это заявил министр туризма Христо Проданов.
А пока поддержка беженцев осуществляется за счёт частных лиц и благотворительных организаций.
Как оказалось, к нам в село тоже приезжала одна украинская семья с детьми. Но, увы... В нашем селе есть небольшая гостиница, однако она не работает и выставлена на продажу. Её собственник просто не имеет финансовой возможности кого-то туда бесплатно заселить и оплачивать счета за воду, электричество и отопление и прочее без твёрдой гарантии, что эти расходы будут покрыты.
Наша кметка интересовалась, может ли кто- нибудь из руснаков, живущих в селе, принять беженцев. Я выполнила её просьбу и разместила объявление в нашей сельской закрытой группе на Фейсбуке. Как и следовало ожидать, никто не откликнулся. Из- за резкого падения курса рубля и проблем со снятием денег с российских банковских карт мы, россияне, сами на мели .
На Фейсбуке вчера появилась группа взаимопомощи для российских пенсионеров, проживающих в Болгарии. Народ начинает объединяться.
Кстати, насколько я понимаю, гражданам Украины, имеющим в Болгарии ВНЖ- ПМЖ, тоже придётся рассчитывать на самих себя и выкручиваться самостоятельно, без какой-либо государственной помощи. Тут мы с ними в одном положении.
- Работы в селе нет, но есть лопата и мотыга, - говорит Стефан,- Земля всегда прокормит.
Глубокая мысль.
"Мотыга" по-болгарски-"мотика"
А лопата- она и есть лопата.