Найти в Дзене

"Блед" (Le bled), или Африка и технический прогресс 90 лет назад

Друзья, а вы смотрите немые фильмы? Ну, понятно, что "Метрополис" Ланга или "Великий диктатор" Чаплина давно вошли в золотой фонд кинематографии, их просмотр прямо-таки обязателен для тех, кто кино увлекается. Я говорю сейчас про обычные рядовые ничем особо не примечательные ленты. Дело в том, что они обладают неоценимым достоинством: аутентичностью. Ведь как не одевай, не причесывай и не гримируй сейчас актеров, они будут нашими современниками с нынешними лицами и телами. А в тех фильмах (если они действие в них происходит в то же время, что и съемка), все натурально.

В 1930-м году вышел фильм Ренуара "Блед". Снят он был по заказу французского правительства к 100-летию завоевания Алжира. На всякий случай напомню, что Алжир колонией не был, это была территория Франции. Так вот, с одной стороны, эта картина - мелодрама чистейшей воды. Сюжет примитивный: молодой парижский щеголь Пьер Оффер приезжает в Алжир, чтобы попросить денег у богатого дяди. На корабле он встречает Клоди Дюверне, которая едет получать наследство. Молодые люди влюбляются друг в друга. Но они не знают, что кузены девушки, недовольные тем, что остались без денег, замыслили недоброе...

Пьер (Э. Риверо) и Клоди (Ж. Монье).
Пьер (Э. Риверо) и Клоди (Ж. Монье).

Ну, в общем, такого добра и сейчас снимают - мало не покажется. Но тут меня заинтересовало другое: каким образом Ренуар выполнил заказ правительства? Очень просто. Он показал современный Алжир. Не только пустыни, всадников, танцовщиц и прочую экзотику, но и трактора, машины, рабочих, стройки, поезда.

-3

Показал он и тех, чьим потом и кровью была эта земля окультурена. Тех, кто осушал болота, строил дома и дороги. Именно дядя Пьера, Кристиан Оффер, является одним из ключевых персонажей. Он - плоть от плоти народа, крестьянин с мозолистыми руками, а вовсе не столичный вертопрах. Такие, как он, работают день и ночь, их трудами процветает Франция. Вот они - черноногие.

Кристиан (А. Аркийер) и Пьер (Э. Риверо) Офферы.
Кристиан (А. Аркийер) и Пьер (Э. Риверо) Офферы.

Любопытный момент - отношения французов с арабами. Дело в том, что никакой сегрегации во Франции не было и в помине. Если человек был талантлив и мог получить образование (а государство нередко помогало стипендиями), он мог занимать высокие посты независимо от цвета кожи, вспомним командира ПВО Парижа в годы первой мировой Камиля Мартеноля или губернатора Чада в период уже второй мировой Феликса Обуэ. Немного сложнее было с мусульманами Алжира, но и тут никто не мешал французам-французам дружить и вести дела с французами-мусульманами. Поэтому еще один герой этой ленты - это Зубир, полковой друг Пьера. Случайно встретив Пьера в порту, Зубир привозит его к себе домой, а потом помогает устроить брак друга. Ренуар утверждает: Пьер и Зубир, француз и мусульманин, равны, никаких глобальных различий в их положении в обществе нет. На самом деле они были, но "сыновья больших шатров" уж точно пользовались уважением во Франции.

Зубир (Аисса Берарди) и Пьер Оффер (Э. Риверо).
Зубир (Аисса Берарди) и Пьер Оффер (Э. Риверо).

Эта же мысль, что французы и арабы равны, подчеркивается сценой, когда Кристиан пожимает руки своим работникам-арабам, или эпизодом, когда он вместе с ними ужинает за одним столом. Это, кстати, тоже отражает действительность.

-6

Одна из самых впечатляющих сцен фильма - это момент, когда Кристиан рассказывает Пьеру о завоевании Алжира. И зрители видят не только этих двух героев, колониста и его племянника, но и солдат, идущих колоннами под барабанный бой. Вот они, герои, завоевавшие эту землю для Франции.

-7

А потом мы видим как упряжки быков первых колонистов превращаются в трактора и вся эта армада идет вперед, доказывая, что мощь этой земли - в технике, что ее будущее - за техническим прогрессом. Вот он - Французский Алжир.

-8

Афиша с сайта https://fr.wikipedia.org/, фото - с сайта https://cyrielletlm.files.wordpress.com/2012/10/new_doss_algerie_ouv.jpg, остальные картинки - скриншоты.

P.S. Le bled - это арабское слово, прочно вошедшее во французский язык. Настолько прочно, что в 1950-х газета для французских солдат, воюющих в Алжире, так и называлась: "Блед", "родная сторонка".

-9