Найти тему
Катехизис и Катарсис

У нас в семье имелось три магнитофона. Кто-то посмеётся - "отечественных". Ну, не совсем так

Один из этих мафонов, очень советский, был намного старше меня. Он весело "выплёвывал" кассету при двойном нажатии на "стоп". Если достаточно быстро нажать, она вылетала почти на полметра, оставляя за собой весёлую бахрому выдернутой из недр плёнки.

Второй - о, это серьёзная "стереомагнитола", в функциях множества настроек которой в ту пору я не разбирался и не хотел. Однако, покрутив пару-тройку нужных верньеров, можно было поймать радио из едва ли не любого конца света, в т.ч. самых неожиданных немножко запрещённых организаций. Кстати, звук с кассеты этот чудовищных размеров агрегат давал неплохой. И микрофон у него был годный, если вдруг записать чего.

А ещё был какой-то условно-японский ноунейм. Условно - т.к. я был уверен, что он японский, но спустя годы появились сомнения. Зато двухкассетник, так-то!

Кассет тоже был набор пёстрый. Разумеется, особой ценностью были прозрачные от BASF и им подобные. Но, за неимением, годились и отечественные рабоче-крестьянские на 45 и даже 30 минут с плёнкой цвета какао. Хотя и на тех отвратительных колонках трижды перезаписанные треки с "фирмы" и с "совка" звучали сильно по-разному даже для моего неокрепшего уха. Само собой, о таком понятии, как "авторское право" и у меня, и у большинства людей, меня окружавших, имелись очень смутные представления.

Вот на одной из таких кассет белого пластика товарищ мне и преподнёс - дескать, послушай, ты офигеешь!
Послушал.
Офигел.
Это очень отличалось от того, к чему я привык или ходя бы даже привыкал на тот момент. И это было, скажем так... мощно.

ВИА, судя по надписи на наклейке, назывался "Ночная трость". Тогда я не мог знать, что это словосочетание означает не более, чем мужской половой орган, предназначенный для меж(да-да!)полового сношения этим вашим сексом. Зато музыка, неподражаемый вокал и тексты, половину которых было не разобрать из-за специфичного качества записи, как-то внезапно доставили. Но звук я быстро убавил, чтобы родители не услышали. Они могли не оценить.

Разумеется, я и не представлял, что группы на тот момент уже фактически не существовало. Если не изменяет память, дело было в 1995 году, как раз когда лидер "Ночной Трости" Константин Ступин спалился перед органами и загремел по статье о хранении не тех веществ. Либо чуть раньше, не суть. Если б мне тогда сказали, что к этой музыке имеет вполне некривое отношение Найк Борзов, я бы просто пожал плечами. Никаких Борзовых в окружающем меня скудном медиапространстве не было и в помине.
Удивительно, что взяли-то Костю случайно. Он к тому моменту перешёл на вещества посерьёзнее. Ну а пакетики с мариванной, которые как-то кинул в хлебницу, там и прели, пока дяди их не нашли.

Музыка, тем не менее, доставляла. Не то, чтобы она "завлекала в запретное и противозаконное" (или как там извергают ртом настоящие патриоты на зарплате?), но было в ней что-то такое, чего я до того не слышал. А что я слышал? Винилы Высоцкого, Антонова и Герман? Годно, но недостаточно. Записи Дюны, Любэ, всяких Апиных, Распутиных, Пугачёвых... Да, ещё имелось по паре затёртых кассет ДДТ, Круиза, ещё кого-то, но это скорее так, исключение. Телек уже тогда мало привлекал за пределами двух с половиной передач, среди которых (внезапно) были годные даже на местном ТВ. Плюс диснеевские мульты, которые порой доставляют и по сей день. Обширная домашняя библиотека и постоянное снование на улице не оставляли большого места для интереса к музыке. Некоторую зависть иногда вызывали тела, с понтом выходившие с мафонами во двор, но батарейки быстро садились, а новых не укупишь!

Впрочем, это лирика. Творчество Ступина в тот момент действительно запало в душу. Я иногда приглашал ребят послушать, дескать - во, чего люди рубают! Реагировали, скажем так, по-разному.

Тем не менее, кто-то даже подогнал фотографию Ступы. Меня сразу заинтересовало, отчего у него нос такой своеобразной формы. Никто мне не мог подсказать, что впервые он сломал себе нос ещё во втором классе, во время игры в хоккей, а после по разным причинам - поди знай, сколько раз.
Время шло, новых кассет с "Ночной Тростью" не появлялось. Зато появлялись новые интересы, в т.ч. музыкальные. Прошлые увлечения подёрнулись патиной забвения...

Не мог я знать о том, что Ступа, отсидев за вещества, попытался воссоздать группу и даже почти преуспел... Но загремел вновь, теперь уже за автоугоны. Кушать-то хотелось всем! Кстати, в ту пору угоняли всё и везде.
В общем, он как пел, так и жил. Я же был удивлён, когда году так в 1998-м где-то в гостях услышал "свежую" запись "Ночной Трости". Её поставили случайно, но я заприметил кассету и попросил переписать. К моему разочарованию, основное её содержимое составляли всякие "иванушки" и прочие Т. Булановы. Но и годноты имелось.

На картинке - персонаж одной из игр, за основу внешнего вида которого взят образ Кости Ступина.
На картинке - персонаж одной из игр, за основу внешнего вида которого взят образ Кости Ступина.

Тогда и появилась идея посетить концерт с участием Ступина. Тем более, что, как выяснилось, от меня до него было буквально одно рукопожатие! Но сначала КРЫСИС, потом семейные, потом здоровье, потом подзабыл, а когда вспомнил, уже можно было не торопиться...
Кстати, близкие знакомые Ступы говорят, что от туберкулёза-то он излечился. Вики врёт.

Автор -
Павел Заикин