Прошло уже больше года с тех пор, как появились флагманские модели графических ускорителей нового поколения, следом за которыми были представлены и устройства средней категории. Пора бы создателям GPU, наконец, выпустить и бюджетные предложения на основе современных архитектуры и технологической нормы, ведь пустота на месте будущих видеокарт экономкласса стала уже особенно заметной: младшие представители 5000-й линейки Radeon практически исчезли из продажи, ассортимент GeForce 16 тоже поредел, да и цена не радует. Кроме того, чипмейкеры явно настроились на то, чтобы трассировка лучей в «железе» стала неотъемлемой функцией любого, даже самого маломощного GPU, и есть такие игры, в которых она не пропадет даром, особенно при масштабировании кадров: возьмем недавний Far Cry 6 или DOOM Eternal — признанный чемпион оптимизации.
В таких условиях планка качества для новых бюджетных решений упала как никогда низко, ведь их наверняка будут разбирать еще охотнее, чем переоцененные ускорители средней и высокой категории. AMD успела выпустить на рынок Radeon RX 6500 XT раньше, чем NVIDIA представила ответный продукт — GeForce RTX 3050, но российская пресса, как часто бывает, получила образец для тестов с опозданием, так что многие читатели уже, скорее всего, представляют в общих чертах, чего следует ожидать от новинки, а чего нет. И все же мы добавим своих красок в картину обзоров Radeon RX 6500 XT, поскольку теперь это самый доступный (вместе с RX 6400) продукт нового поколения, занимающий традиционно важную рыночную нишу. А на следующей неделе дойдет очередь и до GeForce RTX 3050, который мы тоже не смогли получить к моменту официального релиза.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Графический процессор Navi 24
Navi 24 — новый и самый компактный чип среди графических процессоров Navi второго поколения, предназначенный для дискретных видеокарт низкой потребляемой мощности и, в неменьшей степени, лэптопов. Он содержит всего 5,4 млрд транзисторов и 16 Compute Unit’ов, что дает в общей сложности 1024 FP32-совместимых векторных ALU. Как следствие, по теоретической пропускной способности шейдерных операций при равных тактовых частотах Navi 24 вдвое уступает графическому процессору Navi 23, который используется в Radeon RX 6600 XT (и, будучи урезанным до 1792 шейдерных ALU, в Radeon RX 6600). А значит, пусть RX 6500 XT формально отделяет от RX 6600 всего одна ступень модельного ряда, без всяких бенчмарков легко догадаться, что между этими устройствами лежит целая пропасть быстродействия.
AMD уже давно не выпускала настолько легких дискретных GPU. В составе первого поколения Navi (серия видеокарт Radeon RX 5000) нет ничего подобного, а ближайший аналог Radeon RX 6500 XT по конфигурации графического процессора нашелся только в 500-м семействе под маркой Radeon RX 560: те же 1024 шейдерных ALU и 128 блоков наложения текстур, только ROP стало 32 штуки вместо 16. Разумеется, производительность Navi 24 намного выше благодаря тому, что теперь AMD использует передовой техпроцесс с нормой 6 нм, который открыл Radeon RX 6500 XT дорогу к еще более высоким тактовыми частотам, чем свойственные моделям средней категории — от Radeon RX 6600 до Radeon RX 6700 XT. И разумеется, в основе Navi 24 лежит архитектура RDNA второго поколения, которая наделила «красные» ускорители функцией аппаратного рейтрейсинга и, что самое важное среди прочих особенностей RDNA 2, массивным кешем третьего уровня. В данном случае его объем составляет всего 16 Мбайт, но этого должно быть вполне достаточно, чтобы компенсировать чрезвычайно узкую 64-битную шину оперативной памяти — по крайней мере в теории (на практике же AMD пришлось ввести дополнительные меры, но об этом чуть позже).
Кроме количественных показателей, логика Navi 24 ничем не отличается от архитектуры RDNA 2 в старших чипах серии: рекомендуем наш обзор Radeon RX 6800 и RX 6800 XT, если вы хотите узнать о ней больше. А значит, на высокую или по меньшей мере удовлетворительную производительность Radeon RX 6500 XT в рейтрейсинге рассчитывать не стоит, по крайней мере без агрессивного апскейлинга. Метод FidelityFX Super Resolution представляет собой, пусть и менее качественную, альтернативу DLSS, которая дружит практически с любыми более-менее современными GPU. Но он, к сожалению, FSR пока недостаточно широко распространен в играх, чтобы всегда быть способным прикрыть дефицит сырой производительности. В будущих версиях драйвера AMD добавит опцию форсированного FSR без эксплицитной поддержки со стороны игры, что, разумеется, далеко от идеала, ведь одновременно с вьюпортом 3D-движка будет масштабироваться и пользовательский интерфейс.