Найти тему
Московские истории

Миусская площадь: Свидание с предками ровно через сто лет

Василий Куприянов

Фото из личного архива автора, 1916 год.
Фото из личного архива автора, 1916 год.

24 марта 2016 года волею судеб я оказался в стенах РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), на Миусской площади. Меня позвали туда на встречу посвященную памяти Н. С. Гумилева. С особым волнением принял я это приглашение. Ведь мне предстояло пройти по коридорам и лестницам, где ходили мои предки, дед и бабушка, - они в 1916 году были слушателями Народного университета имени Шанявского, располагавшегося тогда в этом здании.

Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского 1913 г. Миусская площадь, 6. Автор П. Павлов. Источник: архив ЦИГИ.
Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского 1913 г. Миусская площадь, 6. Автор П. Павлов. Источник: архив ЦИГИ.

Лекция должна была пройти в так называемой профессорской аудитории. Несмотря на интерес к теме встречи, мне не терпелось поскорее отыскать помещение, что запечатлено на фото столетней давности: дед и бабушка среди слушателей и преподавателей Библиотечных курсов. Там же они впервые увидели друг друга, познакомились и полюбили.

Супруги Куприяновы в день венчания. Фото из личного архива автора, 1918 год.
Супруги Куприяновы в день венчания. Фото из личного архива автора, 1918 год.

Весь наш семинар по Гумилеву проходил под негромкий аккомпанемент доносившегося откуда-то хорового пения. Когда доклады закончились, я вышел коридор и обнаружил распахнутую дверь в соседнее помещение. Именно оттуда звучали нежные женские голоса. Подойдя ближе и заглянув, я неожиданно увидел то, что так стремился отыскать.

Декор в стиле модерна, ступенчатые ряды скамеек, уходящих ввысь. На стенах золотыми буквами начертаны имена выдающихся личностей прошлого. В сознание мелькнула догадка, что комната, из которой я вышел, не случайно названа «профессорской», видимо она служила местом отдыха для педагогического состава.
«Хозяева», узнав про мой не праздный интерес, любезно позволили войти и поближе ознакомиться с помещением. С помощью взятой с собой фотографии я без труда определил места, где во время съемки сидела бабушка, Мария Ниловна, и где стоял дед, Василий Николаевич. Стоит ли говорить о волнении охватившем меня. Казалось, достаточно прикрыть глаз,а и услышишь голоса, звучавшие здесь в прошлом веке.
В реальной жизни общения с родными моими старичками я не помню. Мал был, когда их не стало. Слишком рано ушли. Тяжелая им досталась доля. Но я все же успел подышать с ними одним воздухом. До сих пор храню почтовую открытку с трогательным текстом, присланную дедом, в честь которого меня и назвали.
Оказавшись в столь знаковом для семьи Куприяновых месте, был поражен своей прошлой пассивностью. Как могло случиться, что никому из представителей нашего клана и в голову не пришло побывать здесь раньше? Понятно, что, когда здесь базировалась Высшая партийная школа, доступ сюда простым смертным был закрыт. Но ведь после размещения тут РГГУ такая возможность появилась.

В главном корпусе университета. Источник https://www.rsuh.ru/.
В главном корпусе университета. Источник https://www.rsuh.ru/.

Полагаю, провидению было угодно, чтобы «свидание» состоялось, ровно через сто лет. Ведь именно весной 1916 года будущие супруги впервые переступили порог университета. Неудивительно, что внуку захотелось пройти их маршрутом от входных дверей до знакомой уже аудитории. Но, к сожалению, прежний главный вход был закрыт, а прилегающая территория огорожена и уставлена гипсовыми слепками с античных фигур. Позже я узнал, что данные экспонаты принадлежат Учебному художественному музею имени И. В. Цветаева.

Источник https://www.pushkinmuseum.art/museum/buildings/cvetaev/index.php.
Источник https://www.pushkinmuseum.art/museum/buildings/cvetaev/index.php.

Висевшее на решетке объявление уведомляло, что доступ в заповедную зону возможен только в составе экскурсии. Меры предосторожности, ограждающие произведения искусства от вандализма студентов, отнюдь не лишние. В бесцеремонности последних можно убедиться, увидев гроздья жвачки, налепленной на внутренней поверхности парт.
К прежней радости добавилась досада. Но я не стал на этом зацикливаться, уж очень не хотелось растерять столь дорогое чувство единения с далеким прошлым.#василий куприянов