Найти в Дзене
Navygaming Channel

Эсминец «Фубуки»: от бухты Камрань до бухты Эсперанс

У боевых кораблей разные судьбы: какой-то был одним из многих и смог войти в историю громкими подвигами, какой-то был единственным в своем роде, но так и не смог ничего сделать, чтобы доказать свою уникальность. Одним кораблям судьба уготовила стать основателем серии и при этом прославиться собственными подвигами, другим – остаться только головным кораблем и прослужить долгую службу. Эсминец «Фубуки» в этом отношении «разместился» на некой середине: с одной стороны он стал основателем достаточно крупной серии из 24 эсминцев и принял активное участие в боевых действиях, но с другой долгожителем не стал и погиб в течение первого года войны на Тихом океане.

Линкор "Нагато" и эсминец типа "Фубуки" из 20-го дивизиона
Линкор "Нагато" и эсминец типа "Фубуки" из 20-го дивизиона

Давайте вспомним судьбу и боевой путь этого эсминца в датах и событиях, используя имеющиеся источники. При этом мы не претендуем на полноту изложения и его новизну – в настоящее время, особенно в Интернете, достаточно сведений по данному кораблю, возможно, позже, в ходе дискуссий, мы внесем дополнения и изменения. Итак, познакомимся с наиболее важными событиями в «жизни» эскадренного миноносца «специального типа» «Фубуки».

Эскадренный миноносец "Фубуки", рисунок
Эскадренный миноносец "Фубуки", рисунок

Все началось 19 июня 1926 года на верфи Косакубу (Майдзуру), где был заложен эсминец под номером 35, получивший впоследствии название «Фубуки» («Снежный шторм»). Особых проблем с постройкой корабля не было, и почти через два года, 10 августа 1928 года эсминец «Фубуки» вошел в состав японского флота и его включили в состав 20-го дивизиона эсминцев (ДЭМ) Второй Флотилии Второго Флота, где он и приступил к боевой под­готовке в водах Метрополии. При всей новизне проекта и корабля, уже в конце 1929 года в Сасебо на верфи флота была проведена первая «модернизация – на дымовые трубы установили козырь­ки.

А вскоре подошло время проявить себя и в боевой обстановке - 5 февраля 1932 года эсминец прибыл в Нагою, принял на борт около 300 солдат и офицеров из со­става частей морской пехоты, которых вместе со сна­ряжением 8 февраля 1932 года доставил в Шанхай (Первый Шанхайский инцидент). 10 февраля 1932 года «Фубуки» пришел в Дзингтау и до августа 1933 года опе­рировал у устья реки Янцзы, оказывая огневую под­держку армейским частям и участвуя в блокаде побе­режья Центрального Китая. Надо отметить, что через боевые действия у китайского побережья в тот период прошли почти все корабли японского Императорского флота, в дальнейшем участвующие в войне на Тихом океане.

Изменения силуэта эсминца "Фубуки" - 1928, 1929, 1930, 1931,1931,1932,1938 гг.
Изменения силуэта эсминца "Фубуки" - 1928, 1929, 1930, 1931,1931,1932,1938 гг.

С конца августа 1933 года до де­кабря 1933 года в Сасебо на верфи флота на корабле провели текущий ремонт корпуса и механизмов, установили новые приборы торпедной стрельбы тип 91, на ТА – пуленепробиваемые, газозащитные кожухи, замени­ли переговорные трубы телефонной связью, 7,7-мм пулеметы заменили двумя (2x1)13,2-мм зенитными автомата­ми. Последующие пару лет эсминец провел в учебных походах, совершенствуя боевую подготовку: с января по декабрь 1934 года осуществлялась боевая подготовка во Внутреннем японском море; со 2 по 31 января 1935 года в составе 20-го ДЭМ «Фубуки» совершил обход побережья Китая с заходом в Дайрен, Воонсунг и Дзингтау; 22 февраля - 14 марта 1935 года – учеб­ный поход к островам Бонин и атоллу Кваджелейн. Затем - небольшая передышка: де­кабрь 1935 года – корабль вывели в резерв второй катего­рии.

Эсминец "Фубуки" на ходовых испытаниях, 1928 год
Эсминец "Фубуки" на ходовых испытаниях, 1928 год

Но уже через месяц об эсминце вспомнили, и решили с пользой использовать перерыв в боевой подготовке: 25 января 1936 года - февраль 1937 года – "Фубуки" прошел модернизацию в Йокосуку на верфи флота: демонтировали некоторые конструкции мостика, вентиляционных кожухов и ды­мовых труб, шесть пеналов для запасных торпед (остались только для среднего ТА), большую часть сварных продольных связей набора за­менили на клепаные, усилили корпус в носовой око­нечности, поверх сварных швов на его днище наложи­ли листы металла, а в трюмах разместили около 40 т балласта, установили 2х2-25-мм зенитных автомата, сонар тип 93 мод. 1 и гидрофон тип 92, два бомбомета тип 88 заменили на один тип 94 (при запасе 18 глубинных бомб).

Видимо - последствия инцидента с "Томадзуру" в 1934 году

В марте 1937 года эсми­нец передали в распоряжение Школы подводного плавания в Куре, но через три месяца решили, что для него есть более важные задачи и в июле 1937 года – эсминец включили в состав 11-го ДЭМ Первой Флотилии Первого Флота.

Последующие месяцы эсминцу опять нашли работу в китайских водах: 22-30 июля 1937 года и с 10 августа по 30 октября 1937 года – базирование в Шанхае, патрулирование побережья Централь­ного Китая; 30 октября- 2 ноября 1937 года – поддержка опе­рации армии у Гонгконга; 22-28 ноября 1937 года – доставка из Нагои в Шанхай армейских частей; 1–11 декабря 1937 года – базирование в Шанхае и участие в блокаде побережья Центрального Китая.

Легкий крейсер "Нака", один из лидеров флотилий эсминцев "Специального типа"
Легкий крейсер "Нака", один из лидеров флотилий эсминцев "Специального типа"

После небольшого перерыва (январь-март 1939 года – проведение текущего ремонта кор­пуса и механизмов в Сасебо на верфи флота) "Фубуки" вновь вернулся к побережью Китая. 21 марта-3 апреля 1939 года «Фубуки» вместе с крейсером «Нака» прошел вдоль побережья Северного Китая.

В начале мая 1939 года – 11-й ДЭМ вклю­чили в состав Третьей Флотилии Второго Флота контр-адмирала Хасимото, и последующие четыре месяца эсминец действовал на другом театре: 8 июля - 2 ноября 1940 года – действия совместно с кораблями 11 ДЭМ у побережья Французского Индо­китая.

В декабрь 1940 года «Фубуки» возвратился в Метро­полию, чтобы в январе - марте 1941 года пройти текущий ремонт корпуса и механизмов в Йокосуке на верфи флота.

В начале ноября 1941 года корабль включили в состав Малайского Соединения и 21 ноября 1941 года он совершил переход в точку рандеву в районе между о. Хайнань и бухтой Камрань.

4-10 декабря 1941 года эсминец в составе Главных сил Эскортной группы Малайского соедине­ния вице-адмирала Одзава прикрывал переход Пер­вого Малайского конвоя к Таиланду и Малайе. Начало войны застало эсминец в районе Малайи. Уже 8 декабря 1941 года во время высадки в Кота-Бэру, Патами и Тепа «Фубуки» эсминец "Фубуки" эскортировал корабли 7-й ДКР контр-ад­мирала Курита и патрулировал к югу от мыса Камау. В ночь на 10 декабря 1941 года был приготовлен к ночному бою с английской Восточной эскадрой, днем 10 декабря пришел в Камрань, но на этот раз встретиться с британцами ему не удалось.

13-27 декабря 1941 года вместе с крейсерами «Судзуя» и «Кумано» обеспечивал высадку в Мири, Лутонге и Британском Борнео, патрулировал в районе к се­веро-востоку от Куантана, обес­печивая оккупацию Саравака и Северного Борнео, и 27 декабря возвратился в бухту Камрань.

3 января 1942 года эсминец «Фубуки» вышел в море и в тот же день в Южно-Китайском море вступил в охранение Третьего Малайского конвоя. 6 января 1942 года после успешной высадки в Кота-Бару оставался у
северного побережья полуострова Малайя, а уже
8-10 января 1942 года вместе с крейсером «Касии», эсминцами «Исонами» и «Аянами» отконвоировал 11 транспортов из состава Третьего Малайского конвоя с частями 15-й армии в Бангкок, вернувшись 12 января 1942 года в бухту Камрань.

Эсминец "Исонами" - соратник "Фубуки" в боевых действиях у Малайи
Эсминец "Исонами" - соратник "Фубуки" в боевых действиях у Малайи

16-19 января 1942 года – эсминец "Фубуки" в составе соединения вице-адмирала Одзава вышел в Южно-Китайское море на перехват английских кораб­лей, пытавшихся выйти из Сингапура. 20-24 января 1942 года – эскортировал конвой с частями 18-й пехотной диви­зии в районе между Сингорой и Патани, 24-26 января – эскортирование двух транспортов из Пата­ни в Куантан.

В ночь на 27 января 1942 года вместе с крейсером «Сендай», эсминцами «Асагири» и «Югири» у Эндэу участвовал в артиллерийском бою с английскими эсминцами «Тенэт» и «Вампир», в ходе которого японским кораблям удалось потопить «Тенэт».

Британский эсминец "Свордсман", его одноклассник "Тэнет" был потоплен "Фубуки" в бою у Эндэу
Британский эсминец "Свордсман", его одноклассник "Тэнет" был потоплен "Фубуки" в бою у Эндэу

10-19 февраля 1942 года в составе Первой Эскортной Группы контр-адмирала Хасимото Во­сточных Сил Вторжения на Яву «Фубуки» обеспечивал высадку частей 38-й армии у устья реки Муси (на северном побережье о. Суматра) и оккупацию о. Бангка. Очередная схватка с британскими кораблями произошла 14 февраля, когда "Фубуки" вместе с эсминцем «Асагири» в 30 милях от мыса Диабунг артилле­рийским огнем потопил английское торговое судно «Куала» (954 GRT), и тот же день с крейсером «Юра» и эсминцем «Асагири» в том же районе потопил английскую канонерскую лодку «Скорпион» (1938 г; 700 т).

15 февраля 1942 года «Фубуки» потопил английский сторожевой катер ML-310 (1941 г.; 73т), а 16 февраля совместно с крейсером «Сендай» захватил английский танкер «Хосанг» (5 698 GRT), оказывал огневую поддержку армейским частям у Палембанга.

20-21 февраля – эсминец перешел к острову Анамбас и вместе с КР «Юра» и четырьмя эсминцами вышел в море для охранения конвоя из 56 транспортов с частями 16-й ар­мии генерала Имамура.

Через три дня, 24 февраля 1942 года, эсминец вышел в составе Третьей Эскортной Группы контр-адмирала Хара Запад­ных Сил Вторжения на остров Ява для охранения конвоя с частями 16-й армии, был осуществлен переход в бухту Бантен.

28 февраля - 1 марта 1942 года сигнальщики «Фубуки» обнаружили приближавшихся к району высадки десантных частей в бухте Бантен американ­ский тяжелый крейсер «Хьюстон» и австралийский легкий крейсер «Перт». Эсминец "Фубуки" принял участие в бою в Зондском проливе с крейсерами союзников, безрезультатно выпу­стил девять торпед с дистанции 15 кабельтовых.

После победы в бою в Зондском проливе эсминец 5 марта 1942 года перешел в Сингапур, откуда вышел 9-14 марта в составе соединения вице-адмирала Одзава для патрулирования у Никобарских островов, обеспечивая оккупацию Сабанга и Ири (в северо-запад­ной части о. Суматра).

Тяжелый крейсер "Чокай", один из напарников эсминца "Фубуки"
Тяжелый крейсер "Чокай", один из напарников эсминца "Фубуки"

21-26 марта 1942 года вместе с крейсером «Чокай» обеспечил оккупацию пор­тов Пунсет (Пхукет) и Мергуй (на северо-западном побе­режье полуострова Малайя), высадку в Порт-Блэйр (на Андаман­ских островах) и воинские перевозки из Сингапура в Рангун.

3-8 апреля вместе с крейсером «Сендай» и шестью эс­минцами эсминец "Фубуки" патрулировал к западу от Андаманских островов, обеспечивая рейды в Индийский океан соединений вице-адмиралов Одзава и Нагумо. 11 апреля 1942 года при­был в Сингапур, а с 13 по 20 апреля вместе с крей­сером «Сендай» совершил переход в Сасебо, 25 апреля – в Хасирадзиму. После небольшого перерыва и отдыха экипажа 24 мая 1942 года эсминец в составе 11-й ДЭМ Третьей Флоти­лии вошел в состав Главных сил Обьединенного Фло­та. Следующим испытанием для эсминца стало участие в сражении за атолл Мидуэй (26 мая - 14 июня 1942 года). После завершения операции до 10 июля был привлечен для патрулирования в северных водах Метрополии.

Легкий крейсер "Сендай" участвовал в операциях вместе с "Фубуки"
Легкий крейсер "Сендай" участвовал в операциях вместе с "Фубуки"

14 июля 1942 года Третью Флотилию подчинили командующему Первым Флотом, но ЭМ «Фубуки» до 7 августа занимался во Внутреннем Японском море отработкой приемов борьбы с подводными лодками. И только через месяц, 11-15 августа 1942 года, эсминец месте с крейсером «Дзинцу» перешел на атолл Трук, где временно поступил в распоряжение ко­мандующего Восьмым Флотом.

22 августа – был совершен переход к острову Гуадалканал в охранении конвоя, и 24 августа 1942 года после атаки конвоя американской авиацией эсминец на­правился к о. Шортленд. Боевые действия у Гуадалканала в дальнейшем продолжились.

27-29 августа эсминец "Фубуки" вме­сте с эсминцем «Хацуюки» доставил с острова Шортленд на мыс Таиву (о. Гуадалканал) около 400 солдат и офицеров из состава армейских частей. 31 августа - 1 сентября вместе с семью эсминцами доставил с Шортленда на Гуадалканал еще около 1 000 солдат и офицеров из состава час­тей 35-й пехотной бригады генерал-майора Кавагучи. 1-8 сентября и с 11 сентября по 7 октября 1942 года – выполнял задачи по обеспечение переходов к острову Гуадалканал транспортных отрядов.

Однако участие "Фубуки" не ограничилось только транспортными рейсами: 9 сентября 1942 года эсминец участвовал в ночном обстреле позиций союзников на острове Тулаги. А вскоре наступила кульминация - бой у мыса Эсперанс.

Тяжелый крейсер "Фурутака" (1935 год) - погибший от огня американских кораблей в бою у мыса Эсперанс, как и "Фубуки"
Тяжелый крейсер "Фурутака" (1935 год) - погибший от огня американских кораблей в бою у мыса Эсперанс, как и "Фубуки"

Эсминец "Фубуки" 11 октября 1942 года вышел в море в составе соединения контр-адмирала Гото (тяжелые крейсера «Аоба», «Кинугаса» и «Фурутака», эсминцы «Фубуки» и «Хацуюки») для обес­печения перехода к острову Гуадалканал крупного конвоя и обстрела аэродрома Хендерсон. На подходе к остро­ву отряд был обнаружен американским оперативным соединением контр-адми­рала Скотта (TG.64.2). В первые минуты боя (бой у мыса Эсперанс) «Фубуки» попал под сосредоточенный огонь американских крейсеров «Хелена» и «Сан-Франциско». Корабль загорелся, начал опи­сывать циркуляцию и вскоре затонул у мыса Эсперанс. Большую часть его экипажа в тот же день подобрали из воды эсминцы «Сираюки» и «Муракумо».

Американский легкий крейсер "Хелена" - противник "Фубуки" в последнем бою
Американский легкий крейсер "Хелена" - противник "Фубуки" в последнем бою

Вот какие подробности этого боя изложены в работе С.Э. Моррисона «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Борьба за Гуадалканал»:

«… Когда командир «Сан-Франциско» кэптен Макморрисс получил приказ адмирала Скотта возобновить огонь, внимание его наблюдателей и артиллеристов привлек неизвестный корабль, идущий параллельным курсом на запад примерно в трех четвертях мили. Неизвестное судно зажгло комбинацию красных и белых огней, минуту или две подавая какие-то сигналы, а потом повернуло вправо. Крейсер открыл шторки прожекторов, и стали видны характерные решетчатая фок-мачта и белые полоски на второй трубе эсминца «Фубуки». Все корабли Скотта с такой яростью обрушились на «Фубуки», что он остановился, взорвался и затонул около 23 ч.53 мин.».

Так закончился путь родоначальника эсминцев «специального типа» – эскадренного миноносца «Фубуки». Возможно статья получилась несколько "суховатой", но нами специально был выбран такой "телеграфный стиль" для более наглядного представления боевого пути данного корабля.

Тяжелый крейсер "Сан-Франциско" - противник "Фубуки" в последнем бою
Тяжелый крейсер "Сан-Франциско" - противник "Фубуки" в последнем бою

Возможно, читатели найдут расхождения в некоторых датах или событиях, мы это допускаем. Как мы уже отмечали, в разных источниках даты могут отличаться, несмотря на наличие боевых и отчетных документов. Мы, в ходе своей работы, в основном опирались на данные, представленные в работах С.Э. Моррисона, С.Далла, П.П. Васильева, А.В. Апалькова. Готовы уточнить детали в ходе обсуждений в комментариях.

Для более полного знакомства с эскадренными миноносцами типа "Фубуки" можем вам рекомендовать следующие статьи на нашем канале:

«Токийский экспресс» и Гуадалканал – специальные операции для «специального типа»?

Эсминцы типа «Фубуки» в бою: первые победы в войне на Тихом океане

Эсминцы типа «Фубуки» – виток эволюции в развитии эсминцев

«Фубуки» – эсминец «специального» типа для императорского флота

Источники: Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.- 280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 2 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2002. – 256 с.; Васильев, П. Эскадренные миноносцы типа «Фубуки»/ П.П.Васильев// Мидель-шпангоут, № 42 – 2015. – 258 с.; Васильев, П. Эсминцы типа «Фубуки» в составе Императорского флота Японии 1929-1945 гг/ П.П.Васильев. – М.: Моркнига, - 2011. – 258 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Морисон, С. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном / С.Э.Морисон. – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морозов, М. Гуадалканал!/ М.Э.Морозов, Е.А.Грановский. – М.: ЧеРо, 1996.- 104 с.; Олюнин, Л. Японские эскадренные миноносцы типа «Фубуки»: Эскадра № 4, 2005 / Л.А.Олюнин. – СПБ: Издательство ЛеКо, 2005. – 72 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. - СПб.: Облик, 1997. – 83 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: