У боевых кораблей разные судьбы: какой-то был одним из многих и смог войти в историю громкими подвигами, какой-то был единственным в своем роде, но так и не смог ничего сделать, чтобы доказать свою уникальность. Одним кораблям судьба уготовила стать основателем серии и при этом прославиться собственными подвигами, другим – остаться только головным кораблем и прослужить долгую службу. Эсминец «Фубуки» в этом отношении «разместился» на некой середине: с одной стороны он стал основателем достаточно крупной серии из 24 эсминцев и принял активное участие в боевых действиях, но с другой долгожителем не стал и погиб в течение первого года войны на Тихом океане.
Давайте вспомним судьбу и боевой путь этого эсминца в датах и событиях, используя имеющиеся источники. При этом мы не претендуем на полноту изложения и его новизну – в настоящее время, особенно в Интернете, достаточно сведений по данному кораблю, возможно, позже, в ходе дискуссий, мы внесем дополнения и изменения. Итак, познакомимся с наиболее важными событиями в «жизни» эскадренного миноносца «специального типа» «Фубуки».
Все началось 19 июня 1926 года на верфи Косакубу (Майдзуру), где был заложен эсминец под номером 35, получивший впоследствии название «Фубуки» («Снежный шторм»). Особых проблем с постройкой корабля не было, и почти через два года, 10 августа 1928 года эсминец «Фубуки» вошел в состав японского флота и его включили в состав 20-го дивизиона эсминцев (ДЭМ) Второй Флотилии Второго Флота, где он и приступил к боевой подготовке в водах Метрополии. При всей новизне проекта и корабля, уже в конце 1929 года в Сасебо на верфи флота была проведена первая «модернизация – на дымовые трубы установили козырьки.
А вскоре подошло время проявить себя и в боевой обстановке - 5 февраля 1932 года эсминец прибыл в Нагою, принял на борт около 300 солдат и офицеров из состава частей морской пехоты, которых вместе со снаряжением 8 февраля 1932 года доставил в Шанхай (Первый Шанхайский инцидент). 10 февраля 1932 года «Фубуки» пришел в Дзингтау и до августа 1933 года оперировал у устья реки Янцзы, оказывая огневую поддержку армейским частям и участвуя в блокаде побережья Центрального Китая. Надо отметить, что через боевые действия у китайского побережья в тот период прошли почти все корабли японского Императорского флота, в дальнейшем участвующие в войне на Тихом океане.
С конца августа 1933 года до декабря 1933 года в Сасебо на верфи флота на корабле провели текущий ремонт корпуса и механизмов, установили новые приборы торпедной стрельбы тип 91, на ТА – пуленепробиваемые, газозащитные кожухи, заменили переговорные трубы телефонной связью, 7,7-мм пулеметы заменили двумя (2x1)13,2-мм зенитными автоматами. Последующие пару лет эсминец провел в учебных походах, совершенствуя боевую подготовку: с января по декабрь 1934 года осуществлялась боевая подготовка во Внутреннем японском море; со 2 по 31 января 1935 года в составе 20-го ДЭМ «Фубуки» совершил обход побережья Китая с заходом в Дайрен, Воонсунг и Дзингтау; 22 февраля - 14 марта 1935 года – учебный поход к островам Бонин и атоллу Кваджелейн. Затем - небольшая передышка: декабрь 1935 года – корабль вывели в резерв второй категории.
Но уже через месяц об эсминце вспомнили, и решили с пользой использовать перерыв в боевой подготовке: 25 января 1936 года - февраль 1937 года – "Фубуки" прошел модернизацию в Йокосуку на верфи флота: демонтировали некоторые конструкции мостика, вентиляционных кожухов и дымовых труб, шесть пеналов для запасных торпед (остались только для среднего ТА), большую часть сварных продольных связей набора заменили на клепаные, усилили корпус в носовой оконечности, поверх сварных швов на его днище наложили листы металла, а в трюмах разместили около 40 т балласта, установили 2х2-25-мм зенитных автомата, сонар тип 93 мод. 1 и гидрофон тип 92, два бомбомета тип 88 заменили на один тип 94 (при запасе 18 глубинных бомб).
Видимо - последствия инцидента с "Томадзуру" в 1934 году
В марте 1937 года эсминец передали в распоряжение Школы подводного плавания в Куре, но через три месяца решили, что для него есть более важные задачи и в июле 1937 года – эсминец включили в состав 11-го ДЭМ Первой Флотилии Первого Флота.
Последующие месяцы эсминцу опять нашли работу в китайских водах: 22-30 июля 1937 года и с 10 августа по 30 октября 1937 года – базирование в Шанхае, патрулирование побережья Центрального Китая; 30 октября- 2 ноября 1937 года – поддержка операции армии у Гонгконга; 22-28 ноября 1937 года – доставка из Нагои в Шанхай армейских частей; 1–11 декабря 1937 года – базирование в Шанхае и участие в блокаде побережья Центрального Китая.
После небольшого перерыва (январь-март 1939 года – проведение текущего ремонта корпуса и механизмов в Сасебо на верфи флота) "Фубуки" вновь вернулся к побережью Китая. 21 марта-3 апреля 1939 года «Фубуки» вместе с крейсером «Нака» прошел вдоль побережья Северного Китая.
В начале мая 1939 года – 11-й ДЭМ включили в состав Третьей Флотилии Второго Флота контр-адмирала Хасимото, и последующие четыре месяца эсминец действовал на другом театре: 8 июля - 2 ноября 1940 года – действия совместно с кораблями 11 ДЭМ у побережья Французского Индокитая.
В декабрь 1940 года «Фубуки» возвратился в Метрополию, чтобы в январе - марте 1941 года пройти текущий ремонт корпуса и механизмов в Йокосуке на верфи флота.
В начале ноября 1941 года корабль включили в состав Малайского Соединения и 21 ноября 1941 года он совершил переход в точку рандеву в районе между о. Хайнань и бухтой Камрань.
4-10 декабря 1941 года эсминец в составе Главных сил Эскортной группы Малайского соединения вице-адмирала Одзава прикрывал переход Первого Малайского конвоя к Таиланду и Малайе. Начало войны застало эсминец в районе Малайи. Уже 8 декабря 1941 года во время высадки в Кота-Бэру, Патами и Тепа «Фубуки» эсминец "Фубуки" эскортировал корабли 7-й ДКР контр-адмирала Курита и патрулировал к югу от мыса Камау. В ночь на 10 декабря 1941 года был приготовлен к ночному бою с английской Восточной эскадрой, днем 10 декабря пришел в Камрань, но на этот раз встретиться с британцами ему не удалось.
13-27 декабря 1941 года вместе с крейсерами «Судзуя» и «Кумано» обеспечивал высадку в Мири, Лутонге и Британском Борнео, патрулировал в районе к северо-востоку от Куантана, обеспечивая оккупацию Саравака и Северного Борнео, и 27 декабря возвратился в бухту Камрань.
3 января 1942 года эсминец «Фубуки» вышел в море и в тот же день в Южно-Китайском море вступил в охранение Третьего Малайского конвоя. 6 января 1942 года после успешной высадки в Кота-Бару оставался у
северного побережья полуострова Малайя, а уже 8-10 января 1942 года вместе с крейсером «Касии», эсминцами «Исонами» и «Аянами» отконвоировал 11 транспортов из состава Третьего Малайского конвоя с частями 15-й армии в Бангкок, вернувшись 12 января 1942 года в бухту Камрань.
16-19 января 1942 года – эсминец "Фубуки" в составе соединения вице-адмирала Одзава вышел в Южно-Китайское море на перехват английских кораблей, пытавшихся выйти из Сингапура. 20-24 января 1942 года – эскортировал конвой с частями 18-й пехотной дивизии в районе между Сингорой и Патани, 24-26 января – эскортирование двух транспортов из Патани в Куантан.
В ночь на 27 января 1942 года вместе с крейсером «Сендай», эсминцами «Асагири» и «Югири» у Эндэу участвовал в артиллерийском бою с английскими эсминцами «Тенэт» и «Вампир», в ходе которого японским кораблям удалось потопить «Тенэт».
10-19 февраля 1942 года в составе Первой Эскортной Группы контр-адмирала Хасимото Восточных Сил Вторжения на Яву «Фубуки» обеспечивал высадку частей 38-й армии у устья реки Муси (на северном побережье о. Суматра) и оккупацию о. Бангка. Очередная схватка с британскими кораблями произошла 14 февраля, когда "Фубуки" вместе с эсминцем «Асагири» в 30 милях от мыса Диабунг артиллерийским огнем потопил английское торговое судно «Куала» (954 GRT), и тот же день с крейсером «Юра» и эсминцем «Асагири» в том же районе потопил английскую канонерскую лодку «Скорпион» (1938 г; 700 т).
15 февраля 1942 года «Фубуки» потопил английский сторожевой катер ML-310 (1941 г.; 73т), а 16 февраля совместно с крейсером «Сендай» захватил английский танкер «Хосанг» (5 698 GRT), оказывал огневую поддержку армейским частям у Палембанга.
20-21 февраля – эсминец перешел к острову Анамбас и вместе с КР «Юра» и четырьмя эсминцами вышел в море для охранения конвоя из 56 транспортов с частями 16-й армии генерала Имамура.
Через три дня, 24 февраля 1942 года, эсминец вышел в составе Третьей Эскортной Группы контр-адмирала Хара Западных Сил Вторжения на остров Ява для охранения конвоя с частями 16-й армии, был осуществлен переход в бухту Бантен.
28 февраля - 1 марта 1942 года сигнальщики «Фубуки» обнаружили приближавшихся к району высадки десантных частей в бухте Бантен американский тяжелый крейсер «Хьюстон» и австралийский легкий крейсер «Перт». Эсминец "Фубуки" принял участие в бою в Зондском проливе с крейсерами союзников, безрезультатно выпустил девять торпед с дистанции 15 кабельтовых.
После победы в бою в Зондском проливе эсминец 5 марта 1942 года перешел в Сингапур, откуда вышел 9-14 марта в составе соединения вице-адмирала Одзава для патрулирования у Никобарских островов, обеспечивая оккупацию Сабанга и Ири (в северо-западной части о. Суматра).
21-26 марта 1942 года вместе с крейсером «Чокай» обеспечил оккупацию портов Пунсет (Пхукет) и Мергуй (на северо-западном побережье полуострова Малайя), высадку в Порт-Блэйр (на Андаманских островах) и воинские перевозки из Сингапура в Рангун.
3-8 апреля вместе с крейсером «Сендай» и шестью эсминцами эсминец "Фубуки" патрулировал к западу от Андаманских островов, обеспечивая рейды в Индийский океан соединений вице-адмиралов Одзава и Нагумо. 11 апреля 1942 года прибыл в Сингапур, а с 13 по 20 апреля вместе с крейсером «Сендай» совершил переход в Сасебо, 25 апреля – в Хасирадзиму. После небольшого перерыва и отдыха экипажа 24 мая 1942 года эсминец в составе 11-й ДЭМ Третьей Флотилии вошел в состав Главных сил Обьединенного Флота. Следующим испытанием для эсминца стало участие в сражении за атолл Мидуэй (26 мая - 14 июня 1942 года). После завершения операции до 10 июля был привлечен для патрулирования в северных водах Метрополии.
14 июля 1942 года Третью Флотилию подчинили командующему Первым Флотом, но ЭМ «Фубуки» до 7 августа занимался во Внутреннем Японском море отработкой приемов борьбы с подводными лодками. И только через месяц, 11-15 августа 1942 года, эсминец месте с крейсером «Дзинцу» перешел на атолл Трук, где временно поступил в распоряжение командующего Восьмым Флотом.
22 августа – был совершен переход к острову Гуадалканал в охранении конвоя, и 24 августа 1942 года после атаки конвоя американской авиацией эсминец направился к о. Шортленд. Боевые действия у Гуадалканала в дальнейшем продолжились.
27-29 августа эсминец "Фубуки" вместе с эсминцем «Хацуюки» доставил с острова Шортленд на мыс Таиву (о. Гуадалканал) около 400 солдат и офицеров из состава армейских частей. 31 августа - 1 сентября вместе с семью эсминцами доставил с Шортленда на Гуадалканал еще около 1 000 солдат и офицеров из состава частей 35-й пехотной бригады генерал-майора Кавагучи. 1-8 сентября и с 11 сентября по 7 октября 1942 года – выполнял задачи по обеспечение переходов к острову Гуадалканал транспортных отрядов.
Однако участие "Фубуки" не ограничилось только транспортными рейсами: 9 сентября 1942 года эсминец участвовал в ночном обстреле позиций союзников на острове Тулаги. А вскоре наступила кульминация - бой у мыса Эсперанс.
Эсминец "Фубуки" 11 октября 1942 года вышел в море в составе соединения контр-адмирала Гото (тяжелые крейсера «Аоба», «Кинугаса» и «Фурутака», эсминцы «Фубуки» и «Хацуюки») для обеспечения перехода к острову Гуадалканал крупного конвоя и обстрела аэродрома Хендерсон. На подходе к острову отряд был обнаружен американским оперативным соединением контр-адмирала Скотта (TG.64.2). В первые минуты боя (бой у мыса Эсперанс) «Фубуки» попал под сосредоточенный огонь американских крейсеров «Хелена» и «Сан-Франциско». Корабль загорелся, начал описывать циркуляцию и вскоре затонул у мыса Эсперанс. Большую часть его экипажа в тот же день подобрали из воды эсминцы «Сираюки» и «Муракумо».
Вот какие подробности этого боя изложены в работе С.Э. Моррисона «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Борьба за Гуадалканал»:
«… Когда командир «Сан-Франциско» кэптен Макморрисс получил приказ адмирала Скотта возобновить огонь, внимание его наблюдателей и артиллеристов привлек неизвестный корабль, идущий параллельным курсом на запад примерно в трех четвертях мили. Неизвестное судно зажгло комбинацию красных и белых огней, минуту или две подавая какие-то сигналы, а потом повернуло вправо. Крейсер открыл шторки прожекторов, и стали видны характерные решетчатая фок-мачта и белые полоски на второй трубе эсминца «Фубуки». Все корабли Скотта с такой яростью обрушились на «Фубуки», что он остановился, взорвался и затонул около 23 ч.53 мин.».
Так закончился путь родоначальника эсминцев «специального типа» – эскадренного миноносца «Фубуки». Возможно статья получилась несколько "суховатой", но нами специально был выбран такой "телеграфный стиль" для более наглядного представления боевого пути данного корабля.
Возможно, читатели найдут расхождения в некоторых датах или событиях, мы это допускаем. Как мы уже отмечали, в разных источниках даты могут отличаться, несмотря на наличие боевых и отчетных документов. Мы, в ходе своей работы, в основном опирались на данные, представленные в работах С.Э. Моррисона, С.Далла, П.П. Васильева, А.В. Апалькова. Готовы уточнить детали в ходе обсуждений в комментариях.
Для более полного знакомства с эскадренными миноносцами типа "Фубуки" можем вам рекомендовать следующие статьи на нашем канале:
«Токийский экспресс» и Гуадалканал – специальные операции для «специального типа»?
Эсминцы типа «Фубуки» в бою: первые победы в войне на Тихом океане
Эсминцы типа «Фубуки» – виток эволюции в развитии эсминцев
«Фубуки» – эсминец «специального» типа для императорского флота
Источники: Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.- 280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 2 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2002. – 256 с.; Васильев, П. Эскадренные миноносцы типа «Фубуки»/ П.П.Васильев// Мидель-шпангоут, № 42 – 2015. – 258 с.; Васильев, П. Эсминцы типа «Фубуки» в составе Императорского флота Японии 1929-1945 гг/ П.П.Васильев. – М.: Моркнига, - 2011. – 258 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Морисон, С. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном / С.Э.Морисон. – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морозов, М. Гуадалканал!/ М.Э.Морозов, Е.А.Грановский. – М.: ЧеРо, 1996.- 104 с.; Олюнин, Л. Японские эскадренные миноносцы типа «Фубуки»: Эскадра № 4, 2005 / Л.А.Олюнин. – СПБ: Издательство ЛеКо, 2005. – 72 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. - СПб.: Облик, 1997. – 83 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: