Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Знакомство с 1-м вариантом

Оглавление

Владимир Силенков

И ветер дул, с костей сдувая мясо И радуя прохладою скелет»

В.Высоцкий

Новоземельцы знают, так условно объявлялась команда запрета на передвижение по гарнизону из-за метеоусловий: «сидеть по домам». Получив такую команду в штабе полка в Рогачёво, личный состав быстренько растворился в пространстве, а я, неопытный полярник, решил ещё немного поработать. А может, специально задержался, посмотреть на это явление?

Часа через два, к обеду отправился домой. Идти метров 300. Ну, снег метёт, ветер гудит, сдуру, штурманский портфель свой взял.

Рогачёво. (В доступе)
Рогачёво. (В доступе)

От штаба метров через 50 школа, за ней прямоугольником стоят четыре пятиэтажки, образуя внутри «Площадь расстрела». Это когда из окон окружающих домов, тебя «расстреливают» глазами. (Как одет(а), куда идёшь(т), чего несёшь(т)). А дальше мой 18-й дом, ближний к КДП.

Надо сказать, сразу с выходом из штаба почувствовал суровость стихии. Завязанная шапка-ушанка продувается насквозь, чувствуешь себя в ней как в тюбетейке. Ветер, вот определяющий фактор! Он не стихает ни на йоту. От него невозможно укрыться. Он не даёт открыть глаза. Он поднимает не просто «метель», превращая снег в пыль, пар, туман, он размельчает его до молекул, которые со скоростью 20-25 метров с секунду проникают в любые укромные уголки, щели заполняя их собой, вытесняя тепло…

Я же «Забайкалец». Почти каждое утро там, при построении, температура ниже минус 30 градусов. Но нет ветра. Там постоянно в наколенных карманах ползунков были меховые рукавицы, а здесь нет, морозов ещё не было.

Тепла мне хватило забежать за школу и втиснуться в ближайший подъезд 16-го дома. Коченело лицо, которое невозможно спрятать от ветра и руки в шерстяных перчатках. Определение «бежать», здесь уместно, ибо движения телом соответствуют именно бегу, а скорость передвижения – медленно идущему человеку.

Отогрелся, теперь по диагонали надо пересечь «Площадь расстрела». Но видимости нет особенно в приземном слое. Где то посередине площади слышу работу двигателя ГТСки. Но я не вижу её, значит, и водитель не видит меня! Куда он едет? Переедет меня и не заметит! Бросаюсь бежать по ветру, примерно туда, откуда начал движение и снова вбегаю в подъезд 16-го дома. ГТСка прогрохотала по площади, кого-то высадила и уехала. Потом сообразил, что ориентироваться можно по крышам домов, их видно, только глаза не поднять, залепляет снегом.

Ещё рывок, и успешно преодолев площадь, оказываюсь в подъезде 15-го дома.

Осталось завернуть за угол и рывком к своему 18-му дому. Но за углом ветер был такой силы, что просто отрывал меня от земли. Он разгонялся между домами, образуя «аэродинамическую трубу». Но меня не победить! Бегу, падаю, снова бегу. Впереди высокий сугроб, забираюсь на него легко, снег плотный… а за сугробом крыша одноэтажного финского домика. Меня сдуло куда то между домами (может ко 2-му или 4-му). После короткого замешательства вижу сзади 5-й этаж какого то дома, сваливаюсь с сугроба к нему. Это 17-й дом, но в первом подъезде дверь тугая, замёрзшими руками не удаётся её открыть. Бегу уже по ветру к следующему подъезду, не чувствуя рук вваливаюсь в него. С руками беда. Перчатки совсем мокрые. Отогреваясь, начинают болеть. Нужно проситься к кому-то в квартиру или…

Вообразите известие, старший штурман полка, потерял ориентировку в гарнизоне, отморозил себе нос и руки! Надо что-то делать!..

Отогревшись у батареи, достал из портфеля НЛ-10 (навигационная штурманская линейка), высчитал угол сноса, ввёл поправку в расчётный курс. (Это для тех, кто понимает.)

Разулся, снял с ног тёплые носки, одел их на руки и, по намеченному курсу вперёд!

Расчёт оказался точен. Впереди сугроб, но значительно меньше. Преодолеваю его и я у своего подъезда!

Побеждает сильнейший! Но себя я таким не чувствовал. Фото в доступе
Побеждает сильнейший! Но себя я таким не чувствовал. Фото в доступе
Фото в доступе
Фото в доступе

Озеро Тайное.

Это было любимое место отдыха, начальника штаба дивизии Князева А.И. Правда, ездили туда только ранней весной на подлёдную рыбалку, так как предстояло пересекать залив Рогачёва по льду на ГТСке. На берегу озера стоял довольно просторный, крепкий домик в котором можно было обогреться. Выезжали туда обстоятельно, на основании Приказа с радиостанцией, обеспечивая боеготовность.

Погоду на Новой Земле предсказывать было сложно. Горная гряда архипелага отделяет воду Гольфстрима с тёплым западным воздухом от холодного восточного воздуха над льдом Карского моря. Борьба стихий там вечная. Когда холодного, тяжёлого воздуха над Карским морем скапливается много, он переваливает через хребет и, прижимаясь к земле, устремляется вниз, сильно разгоняясь при этом. Спрогнозировать это явление не всегда удавалось.

Это не мы. Но снова хочется окунуться в этот удивительный, завораживающий мир.
Это не мы. Но снова хочется окунуться в этот удивительный, завораживающий мир.

В тот раз мы выехали на озеро Тайное с запланированной ночёвкой. Прекрасно порыбачили, шикарно отдохнули вечерком и утром снова на рыбалку. Но, быстро разыгралась пурга и сдула нас со льда. Видимость резко ухудшилась практически до нуля, ехать на ГТСке стало опасно. Дрова, еда, анекдоты ещё сохраняли свежесть, и мы весело остались на вторую ночь.

Утром дуло ещё хорошо, но видимость несколько улучшилась, метров 50-100 была. Народ стал выходить на свет божий, хоть как то проветриться. Не сиделось и мне. Со мной была самодельная рыбацкая палатка, собственноручно сделанная из тонкой белой ткани спасательного парашюта. Это сейчас всякого замечательного добра можно купить, а тогда это был эксклюзив. Тем более собственное изобретение! Захотелось испытать её при сильном ветре.

Отойдя метров на 50, хорошо видя домик, я забурился и стал «гипнотизировать» лунку. Рыба не клевала, а время летело быстро. Палатка стоит устойчиво, в ней комфортно, одна таблетка сухого спирта и можно рукавицы снимать.

Кстати, первое испытание палатки прошло тоже под контролем Князева А.И. Тогда, я с сыновьями-школьниками из Белушьей Губы ушёл на озеро Сладкое. Это 14 км на лыжах. Часа три-три с половиной хода выходило. И опять погода… Поутру морозец был, но штиль. Мы легко до озера добежали. А днём и мороз разыгрался градусов до минус 20 и ветер поднялся метров 10 в секунду. Ребятишки мои вдвоём в эту палатку забились и не вытащить их оттуда. А надо возвращаться. Когда вижу, с юго-восточного склона на озеро ГТСка спускается. Выехала на лёд, повернула к нам. Это Князев А.И. с Тайного возвращается. Повезло!

Наскучило мне в палатке, вылезаю… а погода-то совсем «швяк». С ног сдувает, домик еле виден. Оттуда ракеты стреляют! Оказывается, потеряли меня. Белую палатку на льду озера видно перестало. Получил я тогда!

На следующие сутки распогодилось, мы уехали.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Владимир Силенков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен